Почти две трети граждан России поддержали создание национального мессенджера
Идею создания национального мессенджера поддерживают почти две трети россиян (64%), а о его разработке осведомлены более половины наших сограждан (58%). Об этом свидетельствует исследование ВЦИОМ.
Напомним, что 15 июля 2025 года правительство РФ определило национальным мессенджером цифровую платформу MAX. Она призвана удовлетворить общественный запрос на мультифункциональность в цифровой среде.
Оценка идеи
Опрос показал, что 38% респондентов однозначно поддерживают идею создания российского национального мессенджера, 26% ответили, что скорее "за", 6% скорее не поддерживают, 5% однозначно "против", 19% опрошенных заявили, что им эта тема безразлична.
При этом 58% участников исследования осведомлены о разработке в стране национального мессенджера (хорошо знают - 10%, что-то слышали - 48%), 40% услышали об этом впервые, еще 2% затруднились с ответом.
"Новая платформа привлекает россиян вкладом в повышение безопасности данных и технологический суверенитет России: для более чем половины пользователей мобильных приложений и мессенджеров (55%) важно, чтобы их данные хранились на российских серверах, - говорится в сообщении ВЦИОМ. - От мессенджера MAX пользователи прежде всего ждут высокое и стабильное качество аудио- и видеозвонков, возможность отправки объемных файлов, доступ к государственным сервисам и функции безопасности и приватности".
Что ждут от MAX
На вопрос о положительных ожиданиях от национального мессенджера ответы распределились так (можно было выбрать несколько вариантов):
независимость от ухода иностранных сервисов - 36%,повышение цифровой независимости страны - 34%,популяризация российских разработок - 33%,повышение безопасности данных пользователей - 32%,безопасное использование детьми - 29%,возможность решать разные задачи в одном приложении - 24%.
О том, что не видят плюсы, сообщили 8%, другие варианты дали 3%, затруднились ответить 21%. Кроме того, 53% опрошенных сказали, что им нравится идея, когда в одном сервисе можно не только общаться, но и платить, заказывать товары, использовать госуслуги.
Какие функции нужны людям
На вопрос о том, что из перечисленного важно иметь в многофункциональной платформе, самые популярные ответы давались такие (опять же можно было выбирать несколько вариантов:
высокое и стабильное качество аудио и видеозвонков - 36%,отправка объемных файлов (себе и другим) - 30%,доступ к государственным сервисам (запись к врачу, оплата налогов и прочее) - 27%,функции приватности (черный список и прочее) - 27%,добавление контактов из записной книжки смартфона по номеру телефона - 25%,переписка, включая большой выбор стикеров и анимаций - 23%,организация общения и чатов по папкам - 23%,ИИ-помощник, чат-бот с нейросетью - 21%доступ к партнерским сервисам (перевод денежных средств, онлайн-заказы и прочее) - 20%.
Остальные ответы набрали менее 20%.
Аудитория мессенджеров в РФ
Социологи также узнали, какая доля россиян пользуется разными существующими мессенджерами. Согласно результатам, как минимум одним мессенджером (из семи протестированных в опросе) пользуется подавляющее большинство (85%) наших сограждан. Среди тех, кто использует мессенджеры, 85% делают это для общения с близким, 49% - для просмотра новостей, 47% - для работы или учебы (можно было дать любое число ответов).
Выводы ВЦИОМ
"Как показало исследование аналитического центра ВЦИОМ, в вопросах выбора мессенджера налицо два важных тренда - спрос на многофункциональность и обеспечение безопасности персональных данных, - прокомментировала эксперт Аналитического центра ВЦИОМ Ксения Демина. - Россияне с позитивом воспринимают инициативу создания национального мессенджера. Согласно полученным данным, ключевым преимуществом россияне признают его универсальность. Кроме того, статус именно национального мессенджера вызывает доверие и уверенность в надежной сохранности персональных данных. Важно существующий сегодня интерес к нацмессенджеру приумножить довольными пользователями, показав на практике уникальные преимущества цифровой платформы. Учитывая, что нацмессенджером был выбран МАХ, мы с исследовательским любопытством будем наблюдать за дальнейшей реакцией населения на активности платформы".
Всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ проведен 14-15 июля 2025 года среди 2001 россиянина старше 18 лет. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%.