В ТюмГУ состоялся форум «Искусственный интеллект в высшем образовании»
В июле в ТюмГУ состоялся форум «Искусственный интеллект в высшем образовании». Участники обсудили, в каких форматах нейросетевые технологии могут быть полезны студентам и преподавателям, и выработали ряд конкретных предложений. Инициативы затрагивают как организацию учебного процесса, так и его правовое регулирование.
В Тюменском государственном университете прошёл форум «Искусственный интеллект в высшем образовании». В мероприятии приняли участие исследователи из ведущих научных центров России, эксперты и представители технологических компаний. Помимо ТюмГУ, организаторами форума выступили Центр трансформации образования СКОЛКОВО и МФТИ.
Форум проводится второй раз, впервые он состоялся в 2024 году. Его ключевая задача — найти решения, которые позволят сократить разрыв между инерционной по своей природе системой университетского образования и теми возможностями, которые дают нейросетевые технологии. Организаторы поставили перед собой цель выработать концепцию образовательных моделей для разных типов университетов, в которых нашло бы место применение ИИ. А также проверить эти модели на соответствие существующим правовым и этическим нормам и определить, по каким причинам университетское сообщество отторгает идеи внедрения ИИ.
«Переосмысление основ»
Как отметил в своём обращении к участникам форума министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, одним из ключевых явлений будущего технологического уклада станет искусственный интеллект.
«В связи с этим российским университетам предстоит подготовить большое количество квалифицированных кадров, которые будут обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Требуется переосмысление самих основ университетского образования — его целей, ценностей, роли в обществе», — заявил министр.
В начале форума с докладами выступили эксперты. Один из докладов был посвящён теме использования ИИ преподавателями для проверки знаний студентов. В другом поднималась тема проактивного подхода для применения ИИ в преподавании. Всего участники заслушали более 30 докладов.
После этого началась командная работа по тематическим трекам. Так, в концептуальном треке шла разработка образовательных моделей с применением технологий ИИ для разных типов университетов. Команда управленческого трека занялась проектированием изменений систем вузовского менеджмента. Другие группы создали проекты правовых поправок, которые нужны, чтобы ИИ-инструменты можно было внедрить в систему образования.
Как отметила генеральный директор Альянса в сфере ИИ Валерия Воробьёва, в ходе дискуссий были представлены различные подходы к использованию ИИ в вузах — как в учебном процессе, так и в управленческой деятельности.
«Сегодня именно энтузиасты прокладывают путь искусственному интеллекту в различные сферы нашего общества. На форуме собрались энтузиасты ИИ в образовании, кто готов трансформировать образовательный ландшафт, расширяя его возможности с помощью новых технологий, и предпринимать шаги по адаптации системы образования к этим изменениям. Мероприятие в ТюмГУ стало важной вехой на пути преобразований высшего образования в условиях стремительного развития искусственного интеллекта», — подчеркнула Воробьёва.
Чтобы действительно внедрить технологии ИИ в образование, важно создать новые форматы образовательных процессов — об этом заявил, выступая на форуме, руководитель отдела разработки Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Александр Диденко. По его словам, это необходимо для сближения традиционной вузовской инфраструктуры с новыми технологиями искусственного интеллекта.
Нужно, чтобы университеты снова стали ключевыми центрами, задающими передовые тенденции, отметили участники форума. По итогам обсуждения они пришли к выводу, что сегодня очень важно формировать и у студентов, и у преподавателей навыки осознанного и ответственного применения нейросетей при сохранении фундаментальных ценностей образования.
«Важно рассматривать ИИ не просто как средство достижения целей, а как принципиально новую силу, способную радикально изменить сам принцип обучения», — подчеркнул академический директор программы Master in Public Strategy МШУ «Сколково» Сергей Градировский.
Он добавил, что образование должно включать разные режимы обучения, от полного исключения цифровых технологий до полной открытости и свободного использования любых инструментов.
«Здесь важен баланс между традиционным и инновационным подходами», — считает он.
«Крайне важные процессы»
ТюмГУ уже официально разрешил студентам использовать ИИ при подготовке выпускных работ. Об этом рассказала в интервью РИА Новости директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Ульяна Раведовская.
Она объяснила, что студенты должны при этом фиксировать, как именно был применён ИИ, а также излагать собственную обоснованную позицию по исследуемому вопросу. Её наличие как раз и отличает авторскую работу от плагиата.
Проведение форума «Искусственный интеллект в высшем образовании» реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» (национальный проект «Молодёжь и дети»).
«За прошедший с нашего первого форума год многое изменилось: искусственный интеллект стал умнее и вошёл в нашу повседневность. Его внедрение в практику высшего образования уже не кажется чем-то фантастическим. Университет готов включаться в эти сложные, но крайне важные процессы. Это серьёзный вызов, но мы точно будем над ним работать», — подчеркнул ректор ТюмГУ Иван Романчук.
Отметим, что после форума в ТюмГУ также состоялась Школа ИИ для молодых исследователей — в ней приняли участие студенты и аспиранты из ряда российских университетов.