Встретились как-то наука, бизнес и государство

Вопросы цифровизации и взаимодействия в этой сфере государства, науки и бизнеса на конференции "Это база. ИИ в образовании" обсудили представители экспертных сообществ. Например, в ближайшие полтора года начнут работу 23 новых цифровых сервиса для решения вопросов коммуникации между отраслями. Об этом рассказал и.о. генерального директора дирекции НТП Минобрнауки России Александр Двойников.

Встретились как-то наука, бизнес и государство
© ComNews.ru

"В плане взаимодействия науки и бизнеса перед нами стоят глобальные задачи. В рамках государственной системы "Гостех" мы разрабатываем различные домены. За 2023 г. создано 13 сервисов, еще 12 находятся в процессе адаптации, в ближайшее время мы их внедрим. Еще 23 сервиса мы внедрим в 2025-2026 гг. Это большая система инструментов, которая дает возможность сориентироваться всем участникам процесса. Одним из таких инструментов станет центр коллективного пользования уникальной научной установки", - отметил Александр Двойников.

Заместитель председателя "ВЭБ.РФ" Игорь Дроздов считает, что государство в этой связке может выполнять лишь роль помощника: "Наука разрабатывает продукт, а бизнес его внедряет. Но если нет мотивации и компетенций, то ничего и не получится. Поэтому государство может выступать лишь в роли помощника, предоставляя различные льготы и преференции на приоритетные направления, косвенно формируя интерес у науки и бизнеса. Однако каждый должен заниматься своим делом. Например, ученые не должны уходить в предпринимательскую деятельность. При всем уважении к вузам, частники вряд ли захотят иметь с ними дело. Университет вряд ли сможет эффективно осуществлять корпоративное управление. Другое дело - лицензирование интеллектуальной собственности в пользу бизнеса, который уже будет эти наработки превращать в коммерческий продукт, а университет за это станет получать проценты. Такая практика вполне может быть уместна".

"Скорость изменений в цифровом мире просто колоссальная. Чтобы успевать за ними, нужно не бояться идти в пилоты, проекты, различные коллаборации. Только на практике будут складываться кейсы и оправдываться надежды", - рассказал главный управляющий партнер по развитию искусственного интеллекта "ВЭБ.РФ" Александр Павлов.

Профессор Центра искусственного интеллекта Сколтеха Николай Бриллиантов считает, что ИИ может негативно сказаться на кадрах: "ИИ можно поручать только черновую работу: подготовку данных, организацию столбиков, перевод одного текста в другой формат. Но не более. Все равно человека из рабочих процессов никак не убрать. Нужно разрешить изучать ИИ в образовании, но запретить им пользоваться. Уже несколько лет идет деградация критического мышления у студентов. Они перестали думать самостоятельно".

Директор направления "Кадровый суверенитет" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина рассказал о работе вузов по подготовке кадров: "Проект "Цифровые кафедры" идет уже четвертый год. Мы наблюдаем от сотни лучших вузов страны реализацию самых крутых программ в межотраслевом контуре. Это 12 приоритетных отраслей экономики, в которых длительность программы подготовки составляет минимум 250 часов. Специалист любой отрасли должен обладать навыками работы с цифровыми решениями. До 2030 г. 30 млн человек должны будут переобучиться, их функционал будет трансформироваться. Поэтому мы должны инвестировать в обучение. Дальше будет интереснее".