На страже инноваций

13 июля свое 195-летие отметил Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Это один из ведущих вузов страны, который готовит кадры, способные поддерживать и развивать технологический суверенитет России. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывала в новых корпусах университета, посетила крупные университетские мероприятия и узнала, над чем работают молодые ученые.

На страже инноваций
© Вечерняя Москва

Разные наработки студентов сведут к единому результату

В МГТУ имени Н. Э. Баумана проходит Международная молодежная научная школа «Исследование космоса: теория и практика — 2025». Участие в программе принимают ребята из разных университетов России и других стран.

Группа студентов с энтузиазмом обсуждает строение космических кораблей, скафандров и спускаемых капсул. Живой интерес у ребят вызывает не столько сама вселенная, сколько технологии, которые человечество разработало для ее покорения.

— Международная молодежная научная школа была создана для студентов разных, не только технических вузов, чтобы приблизить их к промышленности, к работодателям, — рассказывает доктор технических наук, профессор кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители», руководитель Учебно-научного молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана Виктория Майорова.

В рамках этого проекта ребята могут на практике использовать теоретические знания, которые они получали в течение учебного года. Здесь они будут обсуждать свои идеи с испытателями, учеными, разработчиками космической техники и академиками.

— Современным студентам очень важно развивать навыки практической работы: сегодня у промышленных предприятий нет возможности два-три года обучать молодого сотрудника. Компаниям нужны такие специалисты, которые сходу могут приступить к работе над тем или иным проектом, — подчеркивает Виктория Майорова. — И наш университет прикладывает много усилий, чтобы уменьшить разрыв между теоретическими и практическими навыками студентов.

Научная школа — это двухнедельный интенсивный мозговой штурм, как раз позволяющий это сделать. Кроме того, ребята заведут знакомства со студентами других вузов.

— Это полезно, потому что на любом предприятии над одним проектом зачастую работают эксперты совершенно разных сфер науки и техники. Например, чтобы создать космическую станцию, нужны не только проектировщики, испытатели, робототехники или материаловеды, но и экономисты, юристы, экологи. Поэтому принять участие в школе могут студенты самых разных направлений, — уточняет Виктория Майорова.

Чтобы попасть на программу, ребята прошли строгий отбор. Сперва лучших кандидатов определили внутри университетов: важное условие — они должны быть старше второго курса. Выбранные студенты прошли тест и собеседование. До очного участия в проекте допустили сто человек, а дистанционно присоединятся еще 50.

В этом году в научную школу попали ребята из 12 российских вузов. Среди иностранных участников — студенты из Беларуси, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Ирана, Китая, Бангладеш, Ливана, США и Индии.

Мероприятия научной школы рассчитаны на две недели. Все это время участники будут готовить проект «Проектирование долговременной обитаемой станции в атмосфере Венеры». Студентов ждут практические занятия и лекции, которые дадут им всю необходимую информацию об этом участке космоса. Ребята посетят Звездный городок, попробуют на себе тренажеры космонавтов и съездят на производство скафандров.

— Для работы над проектом студенты поделятся по целевым группам, в зависимости от их направлений: будут проектанты, баллистики, материаловеды, робототехники и так далее, — уточняет Виктория Майорова. — Участники на уровне технических предложений разработают этот проект по своим направлениям и представят его жюри. Суть в том, чтобы студенты в итоге успешно свели свои наработки в единый результат.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования России:

— Для меня Бауманка — это просто космос! Нет никаких сомнений, что подобные мероприятия должны проходить именно здесь. Круто, что у ребят есть возможность с пользой провести две недели каникул. Лекции им будут читать эксперты, которые определяют ключевые направления в космосе. Бауманка — тот университет, который готовит для этой сферы новые кадры. Они ее подхватят, усилят и будут поддерживать на должном для нашей страны уровне.

Инженеры будут развивать креативную сферу экономики

В Бауманке большое внимание уделяют практическим навыкам. Чтобы у студентов была возможность их оттачивать, созданы лаборатории по разным направлениям. В одной из них побывала корреспондент «Вечерней Москвы».

Прозрачная просторная сфера в холле одного из кампусов Бауманки — лаборатория креативного инжиниринга центра «Креатех». Здесь можно управлять дронами, работать с оборудованием для сцены или поиграть в аэрохоккей с роборукой.

— Центр «Креатех» — подразделение университета, — рассказывает его директор Александр Гофман. — Одна из наших задач — подготовка инженерных кадров для развивающейся сегодня креативной экономики: например, для сферы медиа или индустрии видеоигр. Ведь они постоянно нуждается в новых технологических решениях! Им нужны не только разработчики, но и, например, интеграторы, которые будут соединять разные системы в целые процессы.

Например, сегодня некоторые звезды для съемки клипов используют роборуку — робот-манипулятор, к которому можно прикрепить камеру и задать траекторию ее движений. Такой технологией учатся управлять студенты в лаборатории центра «Креатех».

— Еще одна задача центра — переподготовка специалистов, которые уже работают в этой сфере. Хотя профильного образования по таким специальностям пока нет, запрос в работниках есть, поэтому некоторые инженеры самостоятельно развиваются в этих направлениях, — отмечает Александр Гофман. — А еще бывает, что любители творческих специальностей хотят изучить основы инженерии: с этим мы тоже готовы им помочь.

Новые кадры для такой современной отрасли, по словам Александра Гофмана, не получится подготовить просто на лекциях и семинарах.

— Мы готовим студентов по принципу «теория через практику». В лабораториях центра созданы условия, в которых ребята могут тестировать свои идеи: где-то ошибаться и что-то ломать, чтобы в итоге создать что-то новое и уникальное, — отмечает Александр Гофман. — Свои самые необычные идеи студенты могут опробовать здесь во внеурочное время.

СПРАВКА

Ключевая задача Центра «Креатех» — воспитание специалистов нового класса. Здесь в том числе разрабатывают программы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура), программ для Цифровой кафедры, дополнительного профессионального образования и внеклассных мероприятий для школьников.

Инициативы вуза высоко ценит экспертное сообщество

Проект МГТУ им. Баумана вошел в список лучших инициатив в рамках Всероссийского конкурса инновационных проектов «Сильные идеи для нового времени».

Более чем 35 тысяч заявок со всей страны были поданы на соревнование, организованное Агентством стратегических инициатив.

— В рамках форума директор Научно-исследовательского института энергетического машиностроения МГТУ им. Баумана Максим Французов представил концепцию «университета полного инновационного цикла». Она интегрирует в единое целое образование, научные исследования, технологические разработки и производство, создавая в университете среду для появления наукоемких продуктов, востребованных на рынке. Этот подход заложен в Стратегию развития университета и нацелен на обеспечение технологического лидерства страны, — сообщили в МГТУ.

Этот проект получил наивысшую поддержку экспертного сообщества в направлении «Национальная кадровая инициатива», а также вошел в сотню лучших инициатив. Их направят в правительство России для дальнейшей проработки и реализации.

— В случае победы проект станет пилотным и задаст ориентир для трансформации инженерных вузов по всей России, — добавили в Бауманке.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Общая площадь МГТУ им. Н. Э. Баумана сегодня составляет 486300 квадратных метров. 97402 из них заняты аудиториями, 209793 — лабораториями, 157638 — общежитиями и еще 18649 — коворкингами, где студенты могут работать, например, над домашними заданиями. В прошлом году в Бауманку подали заявление на поступление более 26 тысяч школьников. В этом году их пока 14261.

Среди поступивших в прошлом году 95 человек — граждане стран СНГ. Всего из этих государств в Бауманке учатся 352 студента. Ежегодно из этого вуза выпускаются 5 тысяч выпускников. По данным на 2022 год, 82 процента из них нашли себе работу по специальности.

В московском филиале университета на данный момент обучаются 27,6 тысячи человек, в Мытищинском — 3,3 тысячи, а в Калужском — 2,5 тысячи. Всего учащихся в Бауманке 33,4 тысячи: 27 тысяч получают базовое высшее образование, 1,7 тысячи — среднее профессиональное и подготовительное. Еще 1,3 тысячи студентов учатся в аспирантуре, а 3,4 тысячи получают специализированное высшее образование.

МНЕНИЕ

Открыли корпуса и общежития

Михаил Гордин, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана:

— Как инженерный вуз, мы в первую очередь готовим инженеров, конструкторов, проектировщиков, разработчиков — тех, кто создает новое. Чтобы это делать, специалистам нужно обладать системным мышлением и умением решать сложнейшие задачи. Для этого мало одной фундаментальной и общеинженерной подготовки: настоящий профессионал должен обладать особыми чертами характера.

Девиз нашего университета «Мужество, воля, труд и упорство!» как нельзя лучше отражает бауманские ценности, которые мы ищем и в абитуриентах. И, конечно, их разделяют ребята, которые уже учатся у нас. Мы воспитываем профессионалов, способных брать на себя ответственность, ставить амбициозные цели и работать в команде ради общего результата. Ориентация на него очень важна, ведь приоритет для инженера — создание новой техники или сервиса, полезного для людей, для общества, для страны.

В Бауманке, с учетом Калужского и Мытищинского кампусов, сегодня обучаются более 33 тысяч человек. Примерно 5–6 процентов из них — иностранцы. Всего их порядка 1600 из почти 90 государств: много ребят приезжают к нам из Юго-Восточной Азии и стран СНГ.

В прошлом году в Москве завершилось строительство наших новых корпусов в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов». В эксплуатацию введено 170 тысяч квадратных метров новых площадей, в том числе комфортные общежития, благодаря которым у нас теперь есть возможность принимать больше талантливых ребят из регионов России. Это повлияло и на проходной балл: в прошлом году он вырос.

Мы сотрудничаем с сотнями индустриальных партнеров, в том числе — в формате совместных научно-образовательных центров. Производства становятся все более наукоемкими, поэтому современный инженер должен обладать и компетенциями в области научных исследований. И хотя наш метод обучения «через практику» все еще сохраняет свою актуальность, чтобы успевать за современными тенденциями, мы дополняем его новым смыслом «Через практику и науку».

Поэтому в новом кампусе много исследовательских лабораторий: квантовые, фотонные и флюидные технологии; биомедицина; технологии защиты природы и продбезопасности; цифровое материаловедение; информационная безопасность; космос и другие. Здесь уже работают наши научно-инженерные команды, аспиранты и студенты. Пожалуй, наиболее наукоемкий корпус — это Квантум Парк: наверное, самое технически сложное здание в столице. Сейчас мы его оснащаем. Как только все будет завершено, мы сможем в нем создавать электронную компонентную базу нового поколения в области квантовых вычислений, интегральной фотоники и других супервысокотехнологичных отраслей нашей сегодняшней и будущей экономики.

КОММЕНТАРИИ ВЫПУСКНИКОВ

Ольга Жаркова, генеральный директор компании, занимающейся проверкой вычислительных приборов и техники:

— В МГТУ я окончила кафедру метрологии и стандартизации — это сфера науки, связанная с вычислительными приборами. Знания и навыки, полученные мной в университете, помогли мне достичь хороших высот в своей сфере: 11 лет назад я основала собственную компанию, занимающуюся метрологической поверкой. И те знания, которые я приобрела в университете, постоянно нужны в моей профессии. Речь идет и про понимание общих наук, вроде математики или черчения, и про специализированные навыки, умения. Кроме того, выпускники Бауманки — это тоже особенное сообщество. По работе я общаюсь с коллегами из разных регионов и в абсолютно неожиданных местах встречаю выпускников нашего университета. Это сразу дает нам возможность проще и быстрее найти с потенциальными партнерами общий язык.

Олег Малахов, председатель совета директоров группы инжиниринговых компаний в области фармацевтической промышленности:

— Для меня Бауманка — знаковый университет: его окончил мой отец, чье дело я хотел продолжить. Так что другие варианты для поступления я даже и не рассматривал: с самого детства отношение именно к этому вузу в нашей семье было очень теплым. А позже его окончил и мой младший брат. За первые пять курсов я ни разу не пропускал лекции и семинары, хотя уже с тре тьего года обучения начал работать. Этот вуз дал мне системное мышление, умение обрабатывать большой объем информации, вычленяя из него самое главное и полезное. Этот навык мне очень помог в жизни. Сегодня МГТУ им. Баумана развивается просто семимильными шагами: у него появляются новые площади, кафедры и направления. Моя группа компаний стала его партнером: мы активно взаимодействуем, помогаем вузу готовить кадры, потому что Бауманка — ведущий инжиниринговый университет, который готовит специалистов широкого профиля.

Артем Малахов, директор по операционной деятельности инжиниринговой компании в сфере фармацевтической промышленности:

— В Бауманку я собирался со средней школы: этот вуз окончил и мой отец, и старший брат (Олег Малахов. — «ВМ»). Так что до и во время обучения я считал, что это правильное место для меня. Направление, которое я выбрал, тоже мне очень нравилось. То время, которое я провел в Бауманке, оставило после себя кучу положительных воспоминаний. Понятно, что там были и какие-то волнительные моменты, и сложности — путь был непростым. Но при этом он был хорошим. Преподаватели знакомили нас не только с теоретическими и практическими знаниями, но и с жизнью, с профессией. Правда, ценность некоторой информации, которую давали в университете, стала понятна уже после начала работы. Сразу появились мысли, что в некоторых местах стоило какие-то предметы изучать лучше, чем получилось.

Артем Рафальский, заместитель министра экологии и устойчивого развития Сахалинской области:

— Есть у человеческой памяти особенность — вспоминать события прошлого при попадании в места, где они случались. Спустя 20 лет после выпуска из Бауманки я снова очутился в ее стенах — уже в роли сотрудника. Невозможно описать состояние, когда каждый коридор и аудитория воспроизводят в памяти давно забытые эпизоды, возвращая меня, пожалуй, в самое важное время моей жизни. Порой я даже на мгновения терялся, не понимая, где нахожусь: там, в юности, или здесь, в настоящем. И знаете, что я для себя открыл? Казалось бы, за плечами — десятилетия опыта, а я внутри себя с момента учебы в университете вообще не изменился: такой же мечтатель с убежденностью, что все самое лучшее, конечно, еще впереди!