Власти продолжают искать механизмы для реформирования индустрии видеоигр

Власти и участники индустрии видеоигр обсуждают новую стратегию развития отрасли. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы совещания, которое прошло в середине июня.

Власти продолжают искать механизмы для реформирования индустрии видеоигр
© BFM.RU

В частности, там обсуждался вопрос о создании в России собственного производства игровых приставок и консолей. К следующему совещанию студии и разработчики должны предложить меры по борьбе с контрафактом игр, а также по интеграции отечественных игр-симуляторов — например, гонок — в образовательный процесс и уроки вождения.

Среди других поручений — определение ведомства, которое будет отвечать за развитие индустрии, и подготовка проекта стратегии развития отрасли. Кроме того, прозвучало предложение распространять зарубежные игры на отечественном рынке исключительно через российских издателей. Целесообразность такой «локализации» оценивает игровой журналист, шеф-редактор игрового сайта Riot Pixels Владимир Горячев:

— Сейчас игры выходят в основном на цифровых площадках — Steam, Big Game, магазины Box PlayStation. И у них свои издатели — международные в основном. Эти платформы демократизировали процесс выпуска игр, поэтому сейчас нет ситуации, как лет 20 назад, когда западная компания заключала договор с российским издателем, который делал локализацию и выпускал игру на дисках, коробках и так далее. Раньше смысл регионального издателя был понятен — сейчас он просто утратил свое прежнее значение, поэтому я не совсем понимаю, зачем нужно издавать что-то через российских издателей. Я подозреваю, что это просто какая-то попытка сделать некий вариант импортозамещения: «Давайте не будем пускать западные игры, пусть наши компании заполняют своей продукцией рынок». Возможно, это попытка ввести китайскую модель — там свои издатели выпускают западную продукцию, причем все это жестко лицензируется местным Минкультом, есть определенные квоты доступа на рынок, и лицензии могут очень быстро отозвать, если что-то не понравится. Но у нас не китайский рынок — он у нас, мягко говоря, в зачаточном состоянии. Несмотря на цифры выручки, это все очень смешно. У нас нет массы компаний, массы игр, которые могут сейчас заменить западную продукцию отечественным игрокам.

— Хочется понять: многие студии издают игры в России через местных партнеров или при участии российских компаний — или нет?

— Я бы сказал, что нет. Если только местные пиар-компании помогают организовывать, а так — нет. У нас просто выпускают игру в цифровой дистрибуции, и если издатель не запретил доступ к этой игре из России, не поставил галочку или крестик против надписи «Россия» — в том же Steam или Big Game, — то ее у нас можно приобрести. Коробочные игры у нас сейчас не издаются, все консольные игры везут в любом случае «серым» импортом, а локализацией игр занимаются не только российские компании — это может быть любая иностранная компания, на которую работают русскоязычные переводчики и редакторы.

В совещании приняли участие замминистра Минцифры Сергей Кучушев, управляющий партнер поддержки небольших видеоигровых разработчиков Indie Go Start Владимир Вареник, а также гендиректор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (в нее входят VK Play, Astrum Entertainment и United Games) Александр Михеев.

Как считает президент Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр, экс-глава российского представительства Nintendo, гендиректор компании «Ачивка» Яша Хаддажи, условие по обязательной дистрибуции зарубежных игр через российских партнеров приведет к монополизации рынка:

Яша Хаддажи президент Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр, экс-глава российского представительства Nintendo, гендиректор компании «Ачивка» «Эта инициатива исходит от компании VK Play и ассоциации, ее обсуждают с Минцифры. Это не вся отрасль. Понятно, что цель — это забанить зарубежные игры и сделать одну монополию VK Play. Это очень печально. Я хочу сразу вам напомнить, что уже недавно был проект закона, в рамках которого тоже ставилась цель попробовать заблокировать иностранные игры через сертификацию. Было также предложение убрать знак «азартные игры» как один из тех, которые мы ставим на видеоигры, потому что это тоже был интерес компании VK Play. Инициативы, которые поддерживаются частным интересом, никогда не бывают в интересах покупателя и российских граждан. Мы, наша ассоциация — ретейлеры, дистрибьюторы — предоставляем игры на физических носителях. Конечно, никто не связывался с нами. Понятно, что мы против этой инициативы. Если российские компании хотят вырасти в сфере видеоигр, им нужно предоставлять интересный контент, конкурентоспособные условия и услуги, чтобы привлекать российского покупателя, а не пытаться заблокировать и забанить всех конкурентов. Это для нас очень печальная инициатива, которая вообще не представляет интересы индустрии видеоигр в России, а представляет частный интерес VK Play. Вам надо также понимать, что мы занимаемся дистрибуцией видеоигр на физических носителях — это только 20% продаж на данный момент. На маркетплейсах 80% продаж игр на физических носителях — это черный импорт. Факт, что государство хочет контролировать контент, — это нормально, это во всех странах так. Запрещать все — это, во-первых, не работает, а во-вторых, создает только один большой черный рынок. Мы каждый день боремся против маркетплейсов, которые ввозят весь этот черный импорт: игры, не имеющие возрастных категорий, товары, по которым не платятся налоги, — это огромные потери для государства, и это уже наша текущая проблема. Запрещать белый импорт, чтобы остался только черный, — я не вижу смысла».

В мае в Госдуме предложили штрафовать за запрещенный контент в видеоиграх. В парламенте считают, что ответственность должна быть сопоставима с наказаниями для СМИ. По статье «злоупотребление свободой массовой информации» (13.15 КоАП) штрафы за нарушение составляют от 400 тысяч до 5 млн рублей.