Где люди? Как роботы становятся новой рабочей силой
Промышленный рост VS демографический спад
В 2024 году промышленность ключевых производственных регионов - Приморского и Хабаровского краёв - выросла на 6 и 7 % соответственно. Однако за тот же период времени население этих субъектов сократилось на 6,7 и 4,6 тысяч человек. Собственники предприятий говорят, что кадровый дефицит – это уже не временная сложность, а новая нормальность. Опыт владельцев заводов подтверждает исследование РАНХиГС, согласно которому весной 2024 года 65% предприятий ДФО испытывали нехватку сотрудников, что стало рекордом за последние 25 лет.
Причины кадрового дефицита самые разные: это и миграционные ограничения, и уход мужчин на СВО, и отток населения в центральные регионы и на «вахты». Оценить точные масштабы сокращения рабочей силы довольно сложно. Однако информация из прессы позволяет сделать приблизительные выводы. Например, в 2024 году только из Приморского края было депортировано порядка 1,5 тысячи мигрантов. За первые три месяца того же года контракт с Минобороны заключили 2,6 тысячи приморцев, а в 2023‑м добровольно отправились служить ещё 9 тысяч местных жителей. Таким образом, речь идёт о десятках тысяч работников преимущественно физического труда – тех самых «синих воротничков», дефицит которых всё более остро ощущается на предприятиях региона.
Будущее уже наступило
В результате перед бизнесом стоит резонный вопрос — «где взять сотрудников»? Но если взглянуть на проблему иначе, то его можно перефразировать в формулировку: «Кем заменить сотрудников?». Отсюда получаем такой же нестандартный ответ – роботами! И хотя многие по-прежнему воспринимают роботов как героев фантастики и антиутопий, современные технологии делают их доступными не только крупным компаниям, но и малому бизнесу.

Звучит удивительно, но современные коллаборативные роботы (коботы) способны выполнять широкий спектр операций: от фасовки и упаковки до сварки и паллетирования. Один кобот, как правило, может заменить от 2 до 4 работников на монотонных операциях. При этом он не увольняется, не уходит в отпуск и не требует постоянного найма и обучения.
Коллаборативные промышленные роботы (коботы) — это роботы, специально разработанные для безопасной совместной работы с людьми на производстве. В отличие от традиционных промышленных роботов, которые работают за защитными ограждениями, коботы могут находиться в непосредственной близости от персонала благодаря встроенным датчикам безопасности и системам ограничения силы воздействия.
Простые цифры
Практика показывает, что инвестиции в роботизацию становятся всё более оправданными. Стоимость внедрения одного робота составляет от 3 до 5 млн рублей. В то же время затраты на содержание эквивалентного штата из двух сотрудников с учётом социальных выплат, больничных, текучки и простоев могут составить сопоставимую сумму уже в течение 1,5–2 лет, в то время как подтвержденный мировой практикой срок службы промышленных роботов составляет более 30 лет.
Не сложно подсчитать, что средняя продолжительность периода окупаемости робота равна примерно 1,75 годам, а полный срок службы данного технического устройства состоит из примерно 25-ти таких циклов окупаемости, поскольку подтверждённая производителем средняя наработка на отказ составляет 50 тысяч часов.

Умножив количество циклов окупаемости на цену робота, получаем общую финансовую выгоду, которую предприятие получит за счёт экономии на трудовых ресурсах. При средней цене робота в 4 млн рублей, размер сэкономленных средств составит 93 миллиона рублей. Данный расчёт приведён с учётом покупательной способности денег именно на сегодняшний день. Со временем инфляция неизбежно снизит реальную стоимость накопленных средств, однако величина экономического эффекта в пропорции к рыночным ценам останется неизменной.
Таким образом, уже через полтора-два года эксплуатации, робот окупит себя, а через 20 лет - принесёт как минимум десятикратную выгоду.
Китай – дешевле, Россия - надежней
Основной вопрос, который беспокоит бизнес при установке робота – «Что делать, если он сломается?». Говоря деловым языком - как быть с сервисной поддержкой. Сегодня эта проблема уже решена. На дальневосточном рынке есть отечественные компании, которые собирают роботов из зарубежных деталей, «пишут» под них русскоязычное ПО и обеспечивают полное сервисное обслуживание. В случае неисправности российские инженеры в течение 1‑2 суток прибывают на объект и устраняют неполадку. В большинстве случаев проблема решается нажатием двух-трёх кнопок и перезапуском программы. Если де неполадка более серьёзная и требует снятия робота с линии, то представители компании-установщика предоставляют подменный прибор, тем самым не останавливая производство.
с

С другой стороны, к настоящему моменту имеются предприятия, которые накопили негативный опыт работы с роботами и транслируют информацию о своих неудачах. Как правило, это те компании, которые решили приобрести готового робота из Китая и установить его самостоятельно. Действительно, покупка робота из КНР обходится на 10–30% дешевле, чем его приобретение в России. Однако за низкой ценой скрываются серьёзные риски. Китайские производители, как правило, предлагают готовые комплекты без дальнейшего сервиса и адаптации к российским условиям. Настройка робота специалистами из Китая, а тем более его дальнейший ремонт, обходятся чрезвычайно дорого. Более того, есть практика, когда китайские поставщики попросту перестают отвечать на звонки и сообщения. В результате владелец производства остаётся один на один с вышедшим из строя оборудованием и несёт убытки из-за остановки линии или не имеет возможности перестроить робота под другую задачу.
Таким образом, заниматься самостоятельной установкой роботов можно, но при одном условии – если у вас есть сотрудник, который сможет разобраться с новой техникой и общаться с ней на одном языке. В противном случае стоит искать поддержки у профессионалов.
Дальний Восток пока в отстающих
Современные реалии, говорят о том, что Дальний Восток может и должен стать площадкой для ускоренной роботизации производства. Сегодня регион переходит от сырьевой экономики к выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью. За последние десять лет объём промышленного производства ДФО увеличился на 30% против 29% в среднем по стране, добыча полезных ископаемых – на 32% (против 10% по стране), объем строительства – на 107% (против 32% по стране). Этому способствует широкий спектр созданных в ДФО преференциальных режимов: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, специальный административный район «остров Русский». В Государственной Думе находится законопроект о создании международных территорий опережающего развития, ориентированных привлечение иностранных инвесторов в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

В то же время, темпы внедрения промышленных роботов на Дальнем Восток оставляют желать лучшего. На весь макрорегион приходится всего 93 промышленных и логистических робота, что составляет лишь 0,6% от их общего количества в стране. На каждые 10 тысяч рабочих мест в макрорегионе насчитывается лишь один робот. В среднем по стране это показатель составляет 19 роботов. Однако Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» устанавливает, что к 2030 году Россия должна войти в топ-25 стран по показателю плотности роботизации. Эксперты, подсчитали, что для выполнения данной задачи на каждые 10 тысяч рабочих мест стране должно приходиться не менее 194-х роботов. Дальний Восток здесь не исключение, а значит темпы роботизации макрорегиона должны быть на порядок интенсивнее, чем в среднем по стране.
Заключение
Роботизация Дальнего Востока сегодня уже приобрела формат жизненной необходимости. Традиционные подходы кадрового найма себя практически исчерпали, а масштабирование производства за счёт перегрузки имеющегося персонала представляется как тупиковый путь. Внедрение роботов позволит заменить десятки сотрудников на монотонных операциях и принести многократную выгоду собственникам предприятий.
Текущий же уровень роботизации ДФО катастрофически низок. Поставленные государством задачи, равно как и социально-экономические реалии, требуют ускоренных темпов внедрения промышленных и логистических роботов. Для этого в регионе создан целый спектр преференциальных режимов, и уже существуют собственные дальневосточные компании-интеграторы, осуществляющие полное сопровождение процессов взаимодействия с роботами.