ИНП РАН: масштабирование сахалинского климатического эксперимента нецелесообразно
Расширение сахалинского эксперимента по квотированию выбросов парниковых газов на всю территорию России не позволит достичь целей национальной климатической политики. К такому выводу пришли авторы первого Национального доклада о климатической повестке в России, подготовленного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН при участии Фонда Андрея Мельниченко и медиагруппы «Россия сегодня».
Как пишет «Коммерсант», эксперимент, стартовавший в Сахалинской области в 2022 году по инициативе Минэкономики, предполагает создание системы торговли выбросами на основе японской модели. В проекте участвуют 35 компаний, обязанных сократить выбросы на 160 тыс. тонн в пересчете на CO₂ к 2025 году. Сахалин был выбран в качестве пилотного региона из-за географической изолированности и относительно низкой концентрации крупных промышленных эмитентов.
В документе подчеркивается, что тиражирование сахалинской модели на федеральный уровень является неэффективным шагом. Причина — отсутствие в России первичного рынка углеродных единиц, а также невозможность интеграции текущей модели в мировой рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения. Кроме того, применяемая система не обеспечивает поступлений в бюджет и не служит инструментом защиты от трансграничного углеродного механизма ЕС (СВАМ).
По словам заведующего лабораторией анализа и прогнозирования климатических рисков ИНП РАН Андрея Колпакова, сахалинская модель может быть оправдана в качестве регионального эксперимента, однако для масштабирования требуется ее серьезная перенастройка. Он напомнил, что законодательство — в частности, закон №34-ФЗ от 6 марта 2022 года — позволяет регионам проводить собственные климатические эксперименты.
Авторы доклада также отмечают, что из-за отсутствия первичного рынка российские углеродные единицы могут быть востребованы лишь в отдельных юрисдикциях, например, в двух регионах Японии и Саудовской Аравии. Возможности выхода на более широкие международные площадки на текущем этапе отсутствуют.
Дискуссии о будущем углеродного регулирования продолжаются. Представители бизнеса выражают опасения, что климатическая повестка может использоваться как инструмент давления, в то время как глава Минэкономики Максим Решетников подчеркивает важность сохранения «мягкой модели» с добровольной реализацией климатических проектов и обязательной отчетностью по выбросам.
Партнер консалтинговой компании Kept Владимир Лукин добавил, что сахалинский эксперимент обнажил ключевые проблемы. Среди них — отсутствие рыночной цены на углерод и региональная специфика, затрудняющая масштабирование. По его мнению, внедрение регулирования на национальном уровне возможно лишь после доработки и тестирования модели в других субъектах.