Впереди России всей: беспилотные крылья Сахалина
— Дмитрий, как на Сахалине появился дронопорт?
— Это решение губернатора стало неожиданным для всех, включая меня. Аэродром «Пушистый», школа технических видов спорта, наши «Крылья Сахалина» и авиакомпания «Аврора», в которой я работал почти всю жизнь, — все это стало кирпичиками в фундаменте очень важного проекта. Но беспилотная авиация — это тема, которой я не занимался никогда, и полтора года назад мне пришлось принимать новый вызов. В семье случилась трагедия, и губернатор буквально «вытащил» меня из ямы, вручил мне эту идею и сказал: «Занимайся». Меня это словно переключило. Я летчик, много лет отдал этой профессии, под моим началом авиамоделисты Сахалина добились определенных успехов, но дронопорт стал совершенно новой Вселенной. И вот уже полтора года мы ее открываем — для себя и Дальнего Востока.

Кстати, само слово «дронопорт» именно мы легализовали как юридическое понятие и полноценный авиационный объект. В обиходе оно уже довольно часто встречается, ведь беспилотная авиация все больше входит в нашу жизнь. А вот официального термина и, тем более, материального обоснования не было. Раскрыть это понятие, обосновать его мне помог мой давний товарищ Андрей Михайлович Дубовик. Его компания «Центр АНОП» занимается созданием посадочных площадок на нефтегазовых объектах «под ключ». И сам он долгое время работал авиадиспетчером, имеет огромный опыт. Вместе с ним мы перерабатывали уйму документов, изучали нормативную базу, общались с Росавиацией… И в итоге на Сахалине легализовали первый в России дронопорт — мы стали первопроходцами.
— Чтобы развивать индустрию беспилотной авиации, «Аврора» создала дочернее предприятие — «Аврора-БАС». А в чем еще, помимо этого, состоял вклад авиакомпании в новый проект?
— Вклад огромен. Очевидно, что «Аврора» вложила серьезные деньги в новое предприятие. Но, что более важно, авиакомпания помогла человеческим ресурсом и поддержала нас в прохождении юридических вопросов. Подготовка уставных документов, сертификация деятельности, оформление лицензий — весь этот путь мы прошли со специалистами «Авроры», за что им огромное спасибо.
Я, пользуясь случаем, хочу отдельно поблагодарить губернатора Сахалинской области Валерия Игоревича Лимаренко за безусловное доверие и заинтересованность, а авиакомпанию «Аврора» и ее руководителя Константина Петровича Сухоребрика — за уникальный наставнический формат работы. Это бесценная поддержка. Мне предоставили полный карт-бланш — разрешили прокладывать эту дорогу в развитии беспилотной авиации так, как мне видится правильным. И эти люди всегда готовы помочь и поддержать. Это невероятно ценно.
— Итак, дронопорт создан. И чем сейчас занимается его команда?
— Этап, который «Аврора-БАС» проходит сейчас — это в первую очередь круглосуточное наблюдение за всеми полетами, которые выполняются с помощью БПЛА. Это запуски гражданских беспилотников, мониторинги, полеты силовых структур — все это в режиме 24/7 отслеживает наша диспетчерская служба. Любому пилоту нужна информация по метеоусловиям, по режиму полета и посадки, по взаимодействию с надзорными службами воздушного движения. У нас организована полноценная диспетчерская служба, которая этим занимается.
Поскольку беспилотная авиация — это все-таки в первую очередь авиация, нас не обходят стороной пилоты вертолетов и самолетов: на аэродроме «Пушистый» регулярно проходят их тренировки. И наша команда — летчики, которые перешли в направление БПЛА — постоянно взаимодействует с ними.
Следующее, о чем я хочу рассказать — это история, которой мы гордимся особенно. Летный директор «Авроры-БАС» Эдуард Абрамов скоро в качестве генерального конструктора займет пост руководителя нашего конструкторского бюро и будет контролировать серийный выпуск дронов «Бражник». Он сам разработал эту универсальную платформу, запатентовал ее и оптимизировал. Это многофункциональный беспилотник, который можно использовать для множества целей: хочешь — вози грузы, хочешь — отправляй на разведку (в том числе ледовую). В июне мы приступаем к мелкосерийному производству «Бражника» — у нас есть предзаказ на партию порядка 10 дронов.

— То есть, мимо коммерческой составляющей «Аврора-БАС» не прошла?
— Да, разумеется. Это одна из наших уставных целей, как и всех дочерних предприятий группы компаний «Аврора» — извлечение прибыли. Мы должны зарабатывать, платить налоги и зарплату людям, создавать рабочие места. На коммерческой основе мы предоставляем и услуги беспилотной авиации гражданам, организациям и органам власти. На днях, например, приступили к выполнению заказа в Южно-Сахалинске: мониторим состояние крыш многоквартирных домов. Недавно выполнили контракт на субподряде у группы компаний «Геоскан» — облетели весь остров Сахалин от севера до юга, искали несанкционированные свалки. Для одной из дочерних компаний «Газпрома» выполняли полеты на дальность. Сейчас «Аврора-БАС» на стадии заключения контрактов с органами исполнительной власти на Сахалине, несколько дней назад вели переговоры с компанией из Норильска. Кроме того, поступают заказы и с Дальнего Востока.

— Говоря о Дальнем Востоке, недавно губернатор Валерий Лимаренко в интервью упомянул о том, что беспилотники и услуги беспилотной авиации «Аврора-БАС» скоро охватят весь ДФО. Какие вы видите в этом перспективы, будучи человеком, который имеет непосредственное отношение к развитию индустрии?
— Вкратце: перспективы огромные и разнообразные. А если говорить подробно и разбирать по пунктам, это сложная история. Беспилотная авиация требует вовлечения и понимания, а в наше время люди все еще думают, что БПЛА — это что-то несерьезное: купил себе маленький дрон в магазине и летаешь, красивые фото делаешь, свадьбы на видео снимаешь. И только тогда, когда речь заходит о решении солидных задач, люди понимают: проще и дешевле заказать услуги у профессионалов вместо того, чтобы заниматься этим самостоятельно. Приведу утрированный пример: если вам нужно улететь из Хабаровска в Москву, вы ведь не будете покупать самолет?

Вы берете билет и доверяетесь профессионалам. С беспилотной авиацией то же самое. Это существенно экономит и финансы: не нужно тратиться на зарплату пилотов, содержание и обслуживание дронов, разрешительные документы. Мы предоставляем услугу «под ключ», и в Сахалинской области это уже поняли и оценили. В других регионах пока нет такой ясности, но мы работаем над этим — просвещаем, показываем, предлагаем.
— Вслед за «Авророй» объединяете Дальний Восток? — Да, абсолютно. Ведь «Аврора» — это давно уже не маленький региональный авиаперевозчик. Это объединенная дальневосточная авиакомпания, крупнейшее предприятие отрасли в ДФО, которое объединило весь федеральный округ. «Аврора» была самой маленькой авиакомпанией на Дальнем Востоке, ее сначала никто не воспринимал всерьез. Больше 20 лет ушло на то, чтобы это предприятие начали замечать, считаться с ним. И вот теперь — успех. Я уверен, что «Аврору-БАС» ждет такое же будущее, просто быстрее. Мы ведь идем по уже проторенному маршруту.
— Чтобы расширяться и захватывать дальневосточный рынок, нужны более серьезные вложения, чем на старте запуска «Авроры-БАС». Какие потребности для этого видите в первую очередь?
— Самое важное — человеческий ресурс. Уже сейчас видим серьезный вызов. Не секрет, что на Сахалине не хватает кадров и, более того, кадров, которые готовы и будут обучать новых специалистов. Мы и сами выступаем наставниками для новых членов нашей команды — но я понимаю, что этого мало для масштабирования опыта. И здесь мы не обойдемся без государственной поддержки, как и любая отрасль авиации. Уже сейчас на государственном уровне принимаются законы, которые поддержат российскую экономику в сфере развития беспилотной авиации. Наш губернатор продвигает и отстаивает эти нововведения, этот вопрос был включен в доклад министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. На днях завершился Питерский международный экономический форум, там тоже звучала тема беспилотной авиации. Три звена цепи — регион, Дальневосточный федеральный округ и правительство РФ — заинтересованы в развитии отрасли. Они принимают решения, которые уже скоро позволят нам обучать нужное число специалистов. Ведь был в России период, когда не было ни авиаконструкторов, ни летчиков, ни инженеров. Но государственные люди приняли ряд решений для того, чтобы этим профессиям начали учить. Так же будет и сейчас.

Второй существенный вопрос — финансы. Здесь я пока не вижу повода для беспокойства. Не могу сказать, что нас с головой заваливают деньгами. Но на все необходимые вещи финансирование выделяют, если мы обосновываем и доказываем необходимость бюджетной помощи: на сертификацию, на открытие штатных ставок, на оборудование. Значительную сумму нам уже выделили, чтобы из почти заброшенного военного аэродрома с пустырем и свалкой сделать полноценный дронопорт — тот «Пушистый», который существует сейчас. Качественная взлетно-посадочная полоса, командно-диспетчерский пункт, большие павильоны… И благоустройство продолжается, потому что «Пушистый» становится площадкой для федеральных мероприятий. С 6 по 8 сентября мы принимаем международный форум беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина», параллельно пройдет одноименный фестиваль. Все это требует финансовой поддержки, и она у нас есть.
Что касается сотрудничества с дальневосточными соседями в целом — уже сейчас могу сказать, что нас активно приглашает Хабаровский край. Им интересна эта история. В марте 2025 года наши регионы впервые связал официальный межрегиональный беспилотный перелет: более 80 федеральных СМИ написали о том, что наш беспилотник «Аист» вылетел из Охи и успешно приземлился в Николаевске-на-Амуре. Он пролетел 162 километра — мы фактически повторили часть маршрута легендарного Михаила Водопьянова, посвятили этот полет 95-летию первого пассажирского авиарейса между Сахалином и материком.

В Хабаровском крае очень положительно отнеслись к этой истории и рады нам. Минвостокразвития тоже поддерживает: замминистра Виталий Владимирович Алтабаев контактирует с нами, готов помочь с внедрением разработок «Авроры-БАС».
— На днях в Совете Федерации обсуждали международный логистический проект с применением беспилотников на маршруте Россия — КНР. А в качестве пилотного полета предложили запустить дронорейсы между Благовещенском и Хэйхэ для доставки небольших грузов. Прозвучало, что в проекте будет участвовать «Аврора-БАС». Можете рассказать подробнее об этом? Это ведь тоже ноу-хау для Дальнего Востока и, тем более, актуально для Амурской области.
— Все началось с идеи сенатора от Амурской области Артема Геннадьевича Шейкина. Он неоднократно говорил, что беспилотные системы снизят логистические издержки, повысят скорость доставки грузов и помогут автоматизировать многие процессы. И вот совсем недавно он вновь в Совфеде с этими идеями выступал, применительно к Амурской области и ее грузообороту с Китаем. Я увидел это в новостной повестке и предложил Константину Сухоребрику: «Давайте попробуем в этом поучаствовать». А дальше, как ни странно, в дело пошли родственные связи: мой брат Леонид — генеральный директор таможенно-логистического терминала Каникурган в Приамурье. Я связался с ним, предложил идею: если беспилотник взлетает оттуда и направляется в Китай, а потом возвращается обратно с грузом, это же огромная экономия времени и ресурсов на логистике. Он выступил в правительстве Амурской области, а генеральный директор «Авроры» напрямую пообщался с губернатором Орловым. И вот буквально за считанные дни создана рабочая группа, куда включили и меня. Общаемся по телемосту, разбираем нюансы — в первую очередь вопросы по оформлению перелета. Это же международный перелет, там особые правила в части документов на пересечение границы. Необходима помощь правительства РФ. Но и тут нам пригодился опыт международных перелетов, который есть у «Авроры» — знаем, как все это организовать для пассажирского самолета, найдем механизм и для беспилотника. Привлечем Росавиацию и китайских партнеров.

— Но ведь пилотным проектом «Аврора-БАС» вряд ли ограничится?
— Не ограничится, однозначно. Для нас сейчас главное — организовать и провести тестовый полет дрона из Благовещенска в Китай и обратно. Успешные испытания станут основой для регулярных рейсов. Это же актуальная и технологичная история: заказал что-то на AliExpress или TaoBao — и тебе тут же из КНР отправили. Конечно, это для «Авроры-БАС» в первую очередь коммерческая история, у такого проекта должен быть заказчик и — в рамках развития — логистические компании, которые будут с нами сотрудничать регулярно. Но с технической точки зрения мы готовы стать пилотным исполнителем и потом работать на постоянной основе. С Амурской областью у нас уже есть некоторые наметки по сотрудничеству в сфере услуг воздушного мониторинга, планируем постоянно работать. И эта история с международным запуском, я думаю, наши отношения только укрепит.
— С учетом того, что сотрудничество со странами АТР — экономический приоритет для стран Дальнего Востока, этот проект будет как нельзя кстати. И, продолжая разговор о расширении вашей деятельности на Дальний Восток, что можете сказать о коммерческой составляющей в этом направлении? Есть ли перспективы сотрудничества с частными инвесторами?
— У бизнеса, безусловно, есть интерес. Но коммерческие компании проявляют осторожность — все-таки отрасль новая, для них неизвестная. Сейчас у нас идут переговоры с одним банком: его представители вышли на нас и попросили представить бизнес-план научно-технических разработок с планированием на ближайшие годы. Есть, как я ранее упомянул, компании, заинтересованные в предзаказе нашего дрона «Бражник». Диалог с коммерческим сообществом есть: они прощупывают почву, наблюдают, просчитывают варианты сотрудничества. Государство в это же время работает над экономическими решениями в части компенсации каких-то расходов, если речь идет о поддержке нашего с бизнесом сотрудничества. Движение есть — пока не очень быстро, но есть.
— Перелет дрона «Аист» с Сахалина в Хабаровский край и запуск серийного производства дрона «Бражник» — это очень хорошие результаты для компании, которой всего полтора года, тем более для первопроходца отрасли. А какие еще проекты сейчас в разработке у «Авроры-БАС»?
— Мы продолжаем внедрять наши наработки беспилотной авиации в гражданскую жизнь. Тестируем разные идеи. В декабре 2023 года сахалинский беспилотник доставил из одного района в другой контейнер с медицинскими биоматериалами — это был полет длиной 45 км, в условиях снегопада и ограниченной видимости. Мы мониторили полет, отслеживали траекторию аппарата. Этот опыт доказал: БПЛА может стать альтернативой в случае, если традиционные средства доставки лекарств, анализов и так далее недоступны. Ровно через год, в декабре 2024-го наши коллеги — Центр БАС Университета Иннополис и ученые Тихоокеанского государственного медицинского университета (Приморский край) — уже тестировали безопасную доставку плазмы крови с помощью дронов на расстояние до 250 км. И это еще один шаг вперед в развитии медицинской логистики.

Была история, которая фактически началась с желания сделать что-то красивое. Раньше полеты дронов с «Пушистого» мы мониторили буквально «с колес»: на аэродроме стояли два 20-футовых контейнера, между ними навес от дождя, кривой стол, пара табуреток. И вот в таких условиях наши ребята управляли беспилотниками. Тут и речи не было о дронопорте, не говоря уже о возможности привезти каких-то высоких гостей и показать им наши наработки. А ведь хочется, чтобы был красивый, современный центр управления с гостевой зоной и возможностью демонстрировать людям нашу работу. Так у нас появился командно-диспетчерский пункт, который работает сейчас: комфортное здание, из которого мы управляем беспилотниками, находясь в 500 метрах от точки взлета.
После этого вновь захотелось сделать что-то красивое. Мы планировали отправить беспилотник на облет маяка Анива, в 170 км от аэродрома «Пушистый» и заснять это не «глазами» дрона, а со стороны. Как нам показать полет беспилотника — еще один запускать? В итоге мы попросили нашего товарища, предпринимателя Максима Владимировича Муравьева и он предоставил нам свой вертолет. Мы летели за дроном «Аист», который облетал маяк, и снимали на видео этот путь. Вот так порой эстетика помогает нам решать технические проблемы.
Еще одна история с дроном «Аист» разворачивается прямо сейчас. Мы запускаем беспилотник по замкнутому маршруту — он поднимается над «Пушистым» и летает по кругу порядка 5-6 часов. Так мы тестируем его поведение на различных высотах и при разной скорости. Губернатор Валерий Лимаренко поставил задачу: долететь с нашего аэродрома на Кунашир, там приземлиться в аэропорту Менделеево, а потом вернуться на Сахалин. Лететь предстоит через океан, условия сложные и непредсказуемые. Поэтому мы тестируем сейчас запуски беспилотника с запасом по времени и оцениваем работу его систем.

После окончания тестов будет первый запуск: старт с «Пушистого», прилет в аэропорт на Кунашире, оттуда до Южно-Курильской ЦРБ доставка груза с биоматериалом с помощью дрона меньшего размера. В больнице этот маленький аппарат тоже должен забрать груз и доставить его в аэропорт. Затем посылка перегружается на наш «Аист» и он летит обратно на Сахалин. А управляем им мы, специалисты «Авроры-БАС», из нашего командного центра. Если все получится, сможем хоть каждый день возить небольшие грузы на Курилы и обратно: 10 кг наш дрон вполне сможет доставить.
— А если говорить о бытовых задачах, есть ли успешный опыт применения беспилотников? Например, в России, и за рубежом уже успешно работают роботы-курьеры по доставке еды, посылок на адрес.
— Как раз с доставкой еды недавно был у нас тестовый запуск. Перевозили обед из кафе в Корсакове на наш аэродром. Забегая вперед, скажу: все прошло успешно. Но мы столкнулись с тем, что пока наш беспилотник нельзя вот так использовать повсеместно. У кафе, где мы заказывали доставку, была прилегающая территория. Дрон туда приземлился, официант вышел с упакованной едой, все погрузил — и дрон улетел с заказом к нам. А похвастаться местом, где можно вот так организовать посадку, загрузку и взлет, может не каждое заведение общепита.
В ближайшей перспективе я вижу возможность внедрения такого опыта в условиях, если человек находится, например, на даче в частном секторе. Через приложение заказал еду — и тебе буквально с неба спустили. С другой стороны, сейчас это экономически не совсем целесообразно: технология пока не тиражируется, она будет штучной и потому дорогой. С другой стороны, я знаю лично людей, которые готовы заказать пиццу с доставкой дроном ради того, чтобы порадовать ребенка: на детский день рождения, например, они с радостью потратят эти лишние 1,5-2 тысячи рублей. Когда эти истории станут массовыми, неизбежно поднимется вопрос удешевления процесса.
— Спрос рождает предложение и снижает цену?
— Да, конечно. Ведь и первые поездки на поездах и в самолетах были тоже очень дорогими. А сейчас? Я уверен, скоро крупнейшие маркетплейсы тоже перейдут на доставку с помощью беспилотников — буквально в ближайшие несколько лет. Что касается пассажирской и грузовой авиации, здесь мы тоже наблюдаем упрощение и удешевление. Раньше гражданский самолет не мог взлететь без пяти человек экипажа, сейчас авиакомпании обходятся двумя пилотами, а вести судно может вообще один человек. В Китае сейчас активно развивают беспилотную гражданскую авиацию в малом сегменте. Мы тоже к этому придем — нужно лишь переломить психологические проблемы, пока что люди с большой опаской относятся к таким проектам. Но в ближайшее десятилетие, я гарантирую, часть грузовых перевозок не только на Сахалине, но и в мире уйдет беспилотной авиации. И очень приятно осознавать, что Сахалинская область — первопроходец в этой главе истории высоких технологий.