На Новой сцене Мариинки поставили дописанную ИИ оперу Чайковского "Мандрагора"

Петербургский международный экономический форум внес вклад и в музыкальную повестку дня, оправдывая статус города как культурной столицы России. На одной из панельных сессий прозвучала мысль о том, что ситуацию с инфляцией лучше отражает Второй концерт Рахманинова, нежели "Эгмонт" Бетховена, и аудитория пассаж восприняла не только со смехом, но и аплодисментами. Главное, в Мариинском театре Валерий Гергиев представил премьеру мистической оперы "Мандрагора", созданной с использованием нейросетей на основе фрагмента, написанного Чайковским.

На Новой сцене Мариинки поставили дописанную ИИ оперу Чайковского "Мандрагора"
© Российская Газета

В природе Mandragora autumnalis - растение ядовитое. Но его корень часто по форме напоминает тело человека. Поэтому в древности мандрагоре и приписывали магическую силу.

Знаменитый ботаник и математик, профессор Московского университета Сергей Рачинский, приятельствующий с Чайковским, уговаривал композитора взяться за создание оперы с мандрагорой в главной роли. Но, по сути, из этой затеи ничего не вышло. Хотя в знак дружбы в 1869 году и была начата работа над партитурой, она не продвинулась дальше шестиминутного наброска "Хор цветов и насекомых в Иванову ночь". Иного авторского материала к данной опере нет.

Но музыкант Петр Дранга при помощи искусственного интеллекта и щедрой поддержки крупного национального банка отважился стать соавтором Чайковского. GigaChat помог написать либретто, SymFormer колдовал над музыкой, а Kandinsky создал визуальные решения для постановки. Премьеру показали в рамках ПМЭФ-2025 и смело приурочили к 185-летию со дня рождения Чайковского.

Мистическая опера получилась внешне очень красивой двухчасовой (вот как нейросети могут клонировать шесть минут!) мистификацией. Картинка завораживает - роскошны сценография, насыщенная видеомэппингом, свет и костюмы, кричащие о богатстве. Центральный элемент декорации - гигантская расколотая голова с "мыслями наружу" - то ли извилины вырвались на свободу, то ли корни мандрагоры так проросли в людское сознание.

Мистическая опера получилась внешне очень красивой двухчасовой (вот как нейросети могут клонировать шесть минут!) мистификацией

Нейросеть захотела или классный художник Сергей Новиков решил повторить свою изумительную идею, но эта конструкция очень напоминает ту громадную голову, что впервые появилась в постановке "Петр Первый" Саратовского оперного театра и произвела фурор. Внутри этой головы и разворачиваются фантастические миры, ставшие фоном оперного сюжета - обычного любовного треугольника.

Рыцарь Храбрь Велес (баритон Василий Ладюк), пытающийся добиться любви прекрасной Млады (сопрано Юлия Сулейманова), решает прибегнуть к помощи магии - вырвать из земли в ночь на Ивана Купалу корень магического цветка, который поможет ему осуществить заветное желание. Но неожиданно мандрагора сама превращается в еще более чарующую девушку (меццо-сопрано Алина Черташ) и влюбляется в рыцаря. Правда, ради счастья любимого она готова принести себя в жертву...

В масштабной постановке, режиссером которой выступил Илья Устьянцев, задействованы почти две сотни человек: симфонический оркестр, хор, миманс и девять солистов. Смотрится все эффектно. Вот только с музыкой беда.

ИИ под руководством Петра Дранги (которому в данном проекте честнее было бы назваться музыкальным редактором, а не композитором) совсем не справился. Очевидно, нейросеть категорически не способна творить. Она может без особой фантазии компилировать заложенные в нее данные. Посему партитура получилась откровенно заимствованная, и не только из Чайковского, но и из Мусоргского, Римского-Корсакова, Даргомыжского и многих других композиторов.

Был бы рад Чайковский такому подарку ко дню рождения? Большой вопрос. Приглашенная публика (показ был организован исключительно для гостей Петербургского форума), несмотря на пафос ситуации, активно голосовала ногами.

При этом музыканты для этой партитуры сделали гораздо больше, чем она заслуживала. Валерий Гергиев своим магическим жестом "вытаскивал" из оркестра не прописанные в нотах симфонические красоты. Солисты и все исполнители потрудились немало, а Василий Ладюк и Алина Черташ и вовсе проделали титаническую работу. Придать осмысленность партиям, что, по сути, состоят из обрывков фраз, а музыкальный текст далеко не всегда дружен с литературным - задача архисложная и не очень благодарная в плане художественного результата. Конечно, такие прекрасные голоса куда резоннее представить в образах коронных для баритона - Мазепы, Грязного, Мизгиря, а для меццо-сопрано - Марфы, Любаши, Иоанны...

Все же искусство явно не та сфера жизни, которую следует доверять ИИ. В технике он гораздо успешнее. Меньше чем за столетие человечество отправилось в космос, изобрело мобильную связь и интернет, а вот новых Чайковских, Римских-Корсаковых и Мусоргских на горизонте, к сожалению, не появилось. Остается уповать на дары природы.

А Мариинский театр все же предполагает красивую "Мандрагору" в октябре представить в своей афише. И если этот шаг обнаружит новые композиторские таланты и проложит им путь на главные оперные сцены страны, значит, мандрагора и, правда, обладает волшебными свойствами.

Кстати

Произведения, созданные в России с помощью ИИ

В 2022 году издательство Individuum выпустило первый в мире сборник рассказов, сочиненных Павлом Пепперштейном в соавторстве с нейросетью-двойником. Книга получила название "Пытаясь проснуться". Половину из 24 текстов написал человек, половину - робот.В марте 2023 года вышел сериал СТС "Сидоровы". Сценарий для ситкома написала нейросеть, опираясь на проекты телеканала.В Новосибирском театре оперы и балета в 2024 году показали оперу "Сказка о царе Салтане", созданную с участием ИИ.

Подготовила Ольга Гуго, Санкт-Петербург