Глава цифровых активов "Газпром-медиа": в Дубае есть запрос на локализацию Rutube
— Сергей, мы с вами общаемся на площадке ПМЭФ, поэтому первый мой вопрос — сколько компаний и СМИ будут транслировать ПМЭФ на Rutube в этом году?
— Традиционно у наших пользователей высокий спрос на те события, которые проходят на полях ПМЭФ. Поэтому не побоюсь сказать, что практически все. И, конечно же, нам приятно видеть, как цифры меняются. Мы увеличили количество просмотров за последние два года в 5,3 раза. И я думаю, что в этом году цифры будут еще больше. В прошлом году у нас было несколько сотен тысяч просмотров.
— А есть ли уже какая-то аналитика с начала форума? Какие цифры уже фиксируете?
— Если посмотреть на цифры, которые у нас уже есть на Rutube, можно смело предположить, что за весь форум они будут кратно выше, чем в прошлом году. Ведь площадка с мая прошлого года по май этого года выросла на 72% в пользователях и составляет на текущий момент 80 млн ежемесячно. Подросло количество просмотров на площадке за 2024 год — у нас было порядка 18,4 млрд просмотров, а за половину этого года цифры уже составляют 21,9 млрд.
— Также очень интересно про зарубежное смотрение. Я так понимаю, там Rutube смотрят активно?
— Мы очень дружелюбно относимся к многим странам, которые пользуются нашими сервисами. И могу сказать, что в Казахстане, например, 149 млн просмотров за этот год. В Беларуси — 126 млн. Удивительно, но в США — 144 млн просмотров. Также у нас фиксируется взрывной рост в Индонезии — в 10 раз увеличилось количество просмотров. Причем в Индонезии это локальный контент, который люди смотрят на локальном языке. То есть это даже не русские, которые там живут, а именно индонезийцы.
— Как вы думаете, в чем залог такого успеха за рубежом?
— Мы достаточно правильно заходим на локальные площадки. То есть если есть какие-то законы, даже неписаные, то мы их стараемся соблюдать. В этом контексте у меня была очень интересная история с правительством Дубая. Они хотят Rutube локализовать у себя. Потому что для них все то, что показывает YouTube, — харам. Поэтому им нужны локальные площадки, и они спрашивают нас, можем ли мы такую площадку им организовать.
— Мы, конечно, можем.
— Мы можем даже больше.
— Не сомневаюсь. А какие-нибудь новые тематические направления планируете запускать в обозримом будущем?
— Мы будем развивать спортивное направление. Как мы поняли, что делаем что-то не так? Мы провели опрос, анализ, сравнили цифры и поняли, что в России 20 млн людей, которые регулярно смотрят спорт, а у нас их всего лишь шесть. Поэтому, понимая, что чего-то им не хватает на нашей платформе, мы начали об этом думать.
Сейчас мы уже решили, что мы введем туда аналитику, статистику, различные инструменты для того, чтобы любителям спорта было удобнее и понятнее находиться на нашей платформе. На этом мы не будем останавливаться. Мы будем продолжать усиливать контентную составляющую. И, конечно, слушать наших пользователей. Мне кажется, это залог успеха любой онлайн-площадки в текущий момент.
— Rutube запустит полнофункциональный безопасный режим для семейного просмотра видео уже в текущем году. Как это будет реализовано?
— 15% наших пользователей — это семьи. И в семьях, соответственно, есть дети, которые не защищены от, так скажем, контента 18+. И мы решили сделать для них пользование более удобным — чтобы дети не касались определенного контента до положенного возраста. Сейчас занимаемся реализацией этого направления, а также детским разделом. Он скоро будет реализован. Я думаю, что в этом году или в следующем.
— Искусственный интеллект волнует всех. Используете ли вы его уже в работе Rutube?
— Очень было приятно услышать на сессии в рамках форума, что все коллеги солидарны в том, что искусственный интеллект — это то, что должно помогать человеку, а не заменять. И в этом отношении, конечно, мы техногуманисты. Если говорить конкретно про нас, то у нас есть система автомодерации "Око Саурона". Она помогает определять негативный контент в ролике, фиксировать его и дает модератору на верификацию. Модератор после этого говорит либо "да", либо "нет". В последнее время это больше "да", потому что система работает отлично. Но финальное решение принимает все-таки человек. Для чего система, в принципе, существует?
Если смотреть это человеческими глазами, то, мне кажется, их не хватит. Поэтому мы разработали такое решение на основе искусственного интеллекта, которое помогает нашим модераторам работать и от процесса получать больше удовольствия.
— Каких еще перемен в пользовательском опыте нам ждать?
— Например, мы также развиваем направление, которое называется "Донаты". Собственно говоря, эта история не просто так родилась. Об этом попросили наши пользователи. Мы реализовали это уже на web-версии нашего приложения. И будем реализовывать, интегрировать, масштабировать на мобильное приложение. На самом деле это очень классная вещь, потому что средняя сумма доната на текущий момент составляет 950 рублей. Раньше, напомню, их не было. И для того чтобы авторам их получить, нужно было пройти регистрацию на "Госуслугах". Поэтому я считаю, что это как раз про развитие клиентского опыта. Мы, еще раз повторюсь, слышим и слушаем своего пользователя.
— Еще немного поговорим про безопасность. Безусловно, сейчас идет большое количество кибератак на ИТ-компании. Как Rutube защищает свою инфраструктуру?
— Я хотел бы сначала обратиться к статистике, потому что если мы сравним атаки, которые мы видели в прошлом году, и атаки, которые происходят в этом году, то их количество увеличилось в два-три раза. Это говорит о том, что наша платформа популярна не только у наших пользователей, но еще и у хакеров. Также сложность атак и сила этих атак увеличилась.
Так, например, в октябре прошлого года мы оборонялись против атаки в 1 терабит в секунду. Это одна из самых больших атак в истории российского интернета. А в этом мае мы уже оборонялись против атаки в 1,1 терабита в секунду. А наши пользователи даже не знали, что нас атакуют. В общем-то, это говорит о нашей защищенности. Но мы не останавливаемся. Мы идем дальше и развиваем свои системы безопасности таким образом, чтобы наши пользователи получали контент тогда, когда они хотят, а не тогда, когда позволяют хакеры.
Важно здесь учитывать, что мы разрабатываем свою анти-DDoS-систему. Делаем это с помощью подрядчика, поскольку понимаем, что на текущий момент решений, которые существуют на рынке, уже недостаточно для нас. Они не закрывают все наши потребности. В конце года мы, скорее всего, закончим эту работу и начнем уже ее внедрение. Также наша сеть CDN, сеть инфраструктуры, которую мы выстроили, позволяет держать большую часть атак, нивелировать, превращать это, умножать на ноль.