Как проходят программы московского проекта "В центре науки"
Подведены итоги первого года работы городского проекта "В центре науки". За это время к нему присоединились более 15 тысяч москвичей, из них почти 10 тысяч - школьники. Участники проводили эксперименты, проектировали устройства, защищали свои исследования на научных конференциях и слушали лекции известных ученых. Об этом рассказали в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.
"В рамках проекта "В центре науки" работали научные кружки по семи ключевым предметным областям: биологии и биотехнологиям, географии, информатике, лингвистике, физике, химии, экологии. Состоялось более 20 школьных научных фестивалей в разных районах Москвы и три лектория на площадке Московского дворца пионеров на Воробьевых горах, прошли выездные школы и научно-экспериментальные курсы в современных лабораториях", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Так, например, на программе по химии школьники изучали скорость коррозии металлов и готовили защищающий раствор. Юные физики разработали бионический протез на 3D-принтере. А участники лингвистической смены проводили эксперимент на распознавание пассивной агрессии в интернет-коммуникации.
На протяжении года школьники слушали лекции ведущих ученых из разных сфер. Перед гостями выступили инженер-авиаконструктор Денис Прудник и создатель компании SR Space Игорь Кожелин. Ребята познакомились с новейшими технологиями исследования космоса и особенностями жизни за пределами Земли. В мир химии школьников погружали российские ученые Ирина Ле-Дейген и Полина Рудаковская. Дети узнали, как применяется химия на стыке дисциплин.
"Я участвовала в научно-экспериментальных курсах по химии и биотехнологиям. На курсах по химии мы изучали биологические пигменты, способы экстракции эфирных масел и гидролатов, качественные реакции на хлорофилл. Подбирали наиболее подходящие растворители для экстракции, проводили хроматографию. Сначала мы прослушали небольшую лекцию от нашего куратора, изучили теорию по выбранной теме, поставили цели и задачи, гипотезу, продумали актуальность нашего проекта. А на следующих занятиях самостоятельно проводили эксперименты: экстракцию, хроматографию, качественные реакции на хлорофилл. Потом собрали все результаты и подготовили презентацию нашего проекта, которую затем представили на конференции. В будущем планирую не останавливаться и продолжать делать подобные проекты по разным направлениям естественных наук. Но мечта детства - связать свою жизнь с медициной", - рассказала ученица восьмого класса школы № 947 Анастасия Левченко.
В мае состоялся масштабный фестиваль естественных наук "День химии". Гостей ждали мастер-классы, лекции, интеллектуальные соревнования, консультации экспертов по подготовке к олимпиадам и выбору профессии. На одном из нестандартных мастер-классов "Агент Менделеев" школьники проводили опыты с невидимыми чернилами и определяли, кому принадлежат отпечатки пальцев.
В проекте также принимали активное участие учителя и молодые ученые. Например, для более четырех тысяч столичных педагогов прошли курсы повышения квалификации о том, как продвигать науку в рамках школьных уроков. Для них также провели четыре хакатона, на которых преподаватели разрабатывали новые занятия, посвященные современной науке.
"Запуск проекта "В центре науки" - важный шаг в развитии исследовательской культуры в московских школах. За первый год он доказал, что интерес школьников к науке - это не случайность, а результат создания образовательной среды и взаимодействия с сильным научным сообществом. Мы видим, как старшеклассники, учителя и молодые ученые становятся частью единого научного маршрута: от первых экспериментов до осознанного профессионального выбора", - подчеркнул директор Центра педагогического мастерства Артем Шишов.
Исследователи регулярно собирались в рамках клуба молодых ученых, чтобы обсудить профессиональное развитие в сфере науки. Так, на лекциях они узнали, как получить финансовую поддержку инициатив и работать в проектах на стыке дисциплин. Участники также отвечали на вопросы викторины о женщинах в науке и обменивались опытом с коллегами в формате научного кафе.
Проект сотрудничает с Российской академией наук и ведущими вузами города. Среди них - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Сколковский институт науки и технологий. В следующем учебном году программа продолжит расширяться. В планах - увеличение числа курсов и кружков, запуск новых направлений, а также развитие формата научного наставничества.
Проект "В центре науки" координирует Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки. Подробнее о проекте и возможностях присоединиться к образовательным программам, читайте на сайте.
Прямая речь
Артем Реутский, ученик 8-го класса школы № 1558:
"В детстве я посмотрел фильм "Мир Юрского периода" и меня так поразили возможности науки, что я решил стараться посвятить свою жизнь развитию науки. В рамках проекта "В центре науки" мы много работали над командными проектами. Задача проекта заключалась в том, чтобы найти антибиотикорезистентные микроорганизмы в кисломолочных продуктах ежедневного употребления. Для этого мы собирали информацию об антибиотиках, которые будем использовать, и в целом изучали теорию для проекта. Параллельно подготовили среду для роста микроорганизмов. Далее посеяли разные кисломолочные среды - кефиры, закваску - чтобы наблюдать зоны действия антибиотиков. И в конце обработали полученные данные, представив их жюри. Я планирую и дальше участвовать в подобных проектах и конкурсах".