Замглавы Минтранса: высокоскоростной интернет появится на ж/д раньше, чем в самолетах

​​​​​

Замглавы Минтранса: высокоскоростной интернет появится на ж/д раньше, чем в самолетах
© ТАСС

—В России активно развиваются технологии беспилотного транспорта. На какой стадии находится разработка закона о беспилотном движении?

— План развития беспилотных логистических коридоров в России представляет собой детальную стратегию по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), рассчитанную до 2028 года. Одним из ключевых этапов станет разработка федерального закона о ВАТС, который установит четкие правила и требования для всех участников рынка. В настоящее время мы готовим текст закона и планируем внести его в Государственную думу до конца 2025 года. Мы рассчитываем, что закон будет принят в следующем году и вступит в силу в третьем квартале 2027 года. Для того чтобы в 2028 году беспилотный транспорт мог выйти на дороги общего пользования, необходимо подготовить нормативное регулирование, инфраструктуру, связь, создать сертификационные центры и выполнить целый комплекс задач. Все это отражено в дорожной карте развития беспилотного транспорта, которую мы разработали.

—Есть ли уже понимание о разграничении ответственности при авариях?

— Это один из ключевых вопросов. Сейчас ведется работа по четкому определению ответственности диспетчеров, операторов, разработчиков и других участников процесса эксплуатации беспилотного транспорта. Для этого необходимо создать сертифицированные лаборатории, которые будут заниматься тестированием и подтверждением уровня автономности транспортных средств. Эта задача решается совместно с Минпромторгом.

Кроме того, требуется разработать единый стандарт, который четко определит критерии беспилотных транспортных средств 3-го, 4-го и 5-го уровней автономности. На основании данных лабораторных исследований нужно внедрить систему сертификации, что позволит обеспечить прозрачный подход к разграничению ответственности.

—Как вы оцениваете перспективы внедрения беспилотного пассажирского транспорта в регионах?

— Беспилотный транспорт внедряется как в столице, так и в других городах. Например, беспилотное такси уже работает на ограниченных территориях в Сочи и Татарстане. В настоящее время беспилотные трамваи функционируют в Москве и Санкт-Петербурге. Вероятно, что власти других регионов также захотят внедрить такие технологии у себя.

Конечно, многое будет зависеть от состояния инфраструктуры в конкретных регионах. Тем не менее могу назвать десяток субъектов России, где уже успешно тестируются беспилотные технологии. Испытания проводятся в разных условиях — это позволяет выявить технические особенности и определить требования к нормативной базе для полноценного внедрения.

Беспилотные технологии способны значительно повысить безопасность перевозок и уменьшить зависимость от человеческого фактора на рынке труда. Например, беспилотный грузовик может совершать междугородние рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом два-три раза в сутки, тогда как водителю потребуется больше времени из-за необходимости отдыха. Вскоре очередь дойдет и до беспилотного пассажирского транспорта. На ЦИПР рассказывали о разработке беспилотного автобуса.

—Нет опасений, что дальнобойщики останутся без работы?

— Процесс автоматизации — это естественная эволюция отрасли. Безусловно, изменения будут происходить постепенно. Кроме того, в будущем может сформироваться новая профессия — диспетчер беспилотного транспорта. Такие специалисты будут контролировать движение грузовиков без водителей и оперативно реагировать на нештатные ситуации. Эти изменения обусловлены как экономическими факторами, так и стремительным развитием технологий.

—То есть бизнес готов к внедрению беспилотных технологий?

— Да, бизнес активно участвует в развитии и внедрении беспилотных технологий в различных отраслях. Сегодня более 400 компаний — разработчиков дронов стали резидентами научно-производственных центров. Тестирование новых решений идет в таких сферах, как сельское хозяйство, транспорт и логистика. Компании не только проявляют высокий интерес к технологиям, но и сами выступают с инициативами по их развитию. Например, в рамках проекта беспилотных логистических коридоров бизнес не только активно включился в работу, но и предложил расширить проект на новые трассы. Сейчас в проекте участвуют такие компании, как Wildberries, "Деловые линии", ПЭК, Х5 Group, "Магнит". Также беспилотные грузовики уже активно используются на складах крупнейших маркетплейсов и промышленных компаний.

Особое внимание уделяется использованию беспилотных технологий в сельском хозяйстве. Дроны уже доказали свою эффективность на сложных участках земли с неровным рельефом, где применение традиционной техники, такой как тракторы, затруднено или невозможно. Они позволяют эффективно выполнять такие задачи, как внесение удобрений, при этом минимизируя риск повреждения почвы или поломки техники.

Для повышения безопасности беспилотных транспортных средств планируется создать Единую систему идентификации всех видов беспилотников на базе системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Этот ключевой элемент концепции "Бесшовное небо" уже находится в высокой стадии технической готовности. Его внедрение обеспечит прозрачность работы отрасли и в ближайшее время позволит снять региональные ограничения на использование беспилотных авиационных систем. Это станет мощным стимулом для развития робототехники в стране.

—Еще одна перспективная технология — биометрия. Когда она начнет применяться для посадки в поезд?

— Думаю, к 2028–2029 годам биометрия станет широко распространенной технологией. Лидером ее внедрения в железнодорожной отрасли, безусловно, станет РЖД. Что касается авиации, то первыми аэропортами, где появится возможность прохода на борт самолета по биометрии, вероятно, станут крупнейшие хабы, такие как Шереметьево. Ключевая задача при массовом внедрении технологии — сохранить баланс между удобством для пассажиров и надежностью системы.

—В самолетах может появиться высокоскоростной интернет к 2027 году, но в следующем году планируется вывести четыре спутника, которые позволят обеспечить интернет на подвижных объектах. Каковы шансы, что сеть в самолетах появится раньше?

— Самолеты — это высокотехнологичные транспортные средства со сложнейшими системами. Процесс сертификации новых технологий для авиации обычно занимает много времени, так как необходимо учитывать строгие требования безопасности и совместимости с бортовыми системами. Поэтому маловероятно, что интернет в самолетах будет внедрен раньше 2027 года.

Скорее всего, раньше высокоскоростной интернет появится на железных дорогах. Поезда менее зависимы от строгих стандартов сертификации и имеют больше возможностей для быстрого внедрения новых технологий.

—Когда?

— Думаю, пилотный проект для пассажиров удастся запустить уже в следующем году. Транспортная отрасль с нетерпением ожидает развертывания спутниковой группировки, которую разрабатывает компания "Бюро 1440". В мае прошлого года "Аэрофлот" и РЖД подписали с ней соглашение о сотрудничестве.

—А что с созданием электронного паспорта самолетов?

— Это задача ближайшего будущего. Работа над этим проектом уже активно ведется. Одним из основных шагов станет внедрение системы "Купол", запуск которой запланирован на этот год. Эта система будет содержать полную информацию о каждом самолете и станет основой для формирования цифровых паспортов. Предполагается, что электронный паспорт будет внедрен в конце этого — в начале следующего года.

— Когда планируется масштабировать услугу по покупке билета ряду категорий пассажиров без необходимости предоставлять в кассе документ по льготе?

— На Портале субсидированных перевозок уже можно оформлять льготные авиабилеты онлайн. За три года системой воспользовались 5,7 млн пассажиров. Совместно с Минцифры и Минобрнауки студентам с электронными студенческими билетами предоставлена возможность подтверждать льготы через интернет. Сейчас проект тестируется на электричках в Казани и Нижнем Новгороде. Минтранс также участвует в эксперименте по учету льгот для многодетных семей в электронном виде. Эксперимент показывает положительные результаты, и планируется его масштабирование. В этом году начнется разработка нормативно-правовой базы.

—Какие стратегически важные проекты планируется реализовать в ближайшие годы?

— Стратегическим приоритетом является достижение 90% доли российского программного обеспечения в транспортной отрасли к 2030 году. На сегодняшний день сформированы четыре индустриальных центра компетенций. Эти центры реализуют 23 проекта с общим объемом финансирования более 20 млрд рублей. В рамках "второй волны" было одобрено пять новых проектов. В дополнение к этому мы приступили к формированию "третьей волны": на рассмотрении находится порядка 20 новых инициатив.

Полноценная цифровизация логистики невозможна без перевода всех транспортных документов в электронный вид. Чем проще и быстрее организована доставка, тем ниже ее себестоимость, что напрямую влияет на конечную стоимость товаров для потребителей. Однако сегодня процесс доставки все еще сопровождается значительным объемом бумажной работы.

В этом направлении уже начата работа по внедрению электронных перевозочных документов, которые должны заменить традиционные бумажные носители. Значительный вклад в упрощение этих процессов внес мой предшественник Дмитрий Баканов, который активно занимался их реализацией. Мы уже перевели в электронный вид документы для автомобильного транспорта, основные из которых — транспортная накладная и путевой лист. В ближайших планах — перевод документов на электронный формат для других видов транспорта.

—Какие вообще критерии используете при выборе проектов для импортозамещения?

— Единственным критерием является степень критичности технологии, то есть ее значимость для жизненно важных процессов. В первую очередь мы ориентируемся на те технологии, которые напрямую связаны с обеспечением безопасности и стабильной работы ключевых отраслей.

В мире всегда существовало лишь несколько производителей систем управления полетами и железнодорожным движением. После того как эти компании ушли с российского рынка, коллеги из “Аэрофлота” и РЖД проделали огромную работу, создав собственные системы управления. По своим характеристикам они сопоставимы с технологиями иностранных компаний. Более того, российские разработки уже вызвали интерес за рубежом: наши системы управления аэропортами успешно используются в нескольких странах.

—Каковы основные цели Национальной цифровой транспортно-логистической платформы?

— Ее главная цель — повысить оперативность и эффективность логистики, что является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Одной из приоритетных задач является наращивание экспортного потенциала страны. Опыт крупнейших экономик мира показывает, что практически каждая из них внедрила собственную цифровую логистическую платформу для оптимизации транспортных процессов. Создание аналогичной системы в России необходимо для поддержания нашей конкурентоспособности на глобальном рынке.

Платформа позволит выявлять узкие места в транспортной системе и эффективно планировать ее развитие. Кроме того, она поможет наладить транспортно-экономический баланс, что обеспечит рациональное распределение инвестиций в инфраструктуру и государственных расходов.

К реализации проекта готовы как бизнес, так и государственные структуры, что подтверждается их активным участием в разработке платформы.

—На какой стадии проект?

— В рамках проекта мы совместно с крупнейшими компаниями отрасли протестировали 11 реальных маршрутов, включая импорт, экспорт и транзит. Анализ ситуации показал, что большая часть документов до сих пор существует исключительно в бумажном виде, а многие процессы не имеют четкого цифрового описания. Например, для перевозки экспортных грузов требуется оформление 150 документов, а на импорт — 117.

На данный момент мы продолжаем разработку итоговой архитектуры платформы, которая станет основой для ее дальнейшего функционирования. В своей работе мы опираемся на международный опыт создания подобных систем. Базовые функции платформы планируется предоставлять бизнесу бесплатно, тогда как дополнительные сервисы будут коммерческими и доступны всем участникам рынка на платной основе.