"Нашим ледоколам нет равных": в Нижнем Новгороде открылась конференция по корабельной ледотехнике
Всероссийская научно-практическая конференция "Корабельная ледотехника: актуальные вопросы освоения Арктики" стартовала в Нижнем Новгороде 28 мая. В этом году она приурочена сразу к двум памятным датам - 80-летию атомной промышленности России и 85-летию со дня рождения профессора В. А. Зуева. Мероприятие проводится в рамках Десятилетия науки и технологий и программы "Приоритет-2030". Учредителями выступили Минобрнауки России, правительство Нижегородской области, НГТУ им. Р. Е. Алексеева и ВГУВТ.
В приветственном слове депутат Законодательного собрания области, председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Рустам Досаев подчеркнул, что НГТУ относится к числу базовых вузов, выпускающих кораблестроителей, механиков и радистов.
"Нижний Новгород по праву считается одной из судостроительных столиц страны. В регионе работают 16 профильных предприятий, среди которых "Красное Сормово", "Окская судоверфь" и возродившая производство судов на подводных крыльях "Чкаловская судоверфь", - отметил он. - Сегодня в России насчитывается около 47 ледоколов, тогда как у других государств - по 10-11. Россия остается лидером в создании ледокольного флота, и догнать ее будет непросто".
"Мы живем в эпоху глубоких перемен: Арктика стремительно тает, геополитика ужесточается, - значит, технологический суверенитет и новые инженеры-корабелы должны родиться в наших же стенах. Пора самим вкладываться в будущее: создать эндаумент, поддержать студентов и молодежь, чтобы наука и судостроение уверенно вели страну по Северному морскому пути", - отметил Куркин Андрей Александрович, проректор НГТУ им. Р. Е. Алексеева
Начальник управления научных исследований и инновационной деятельности Волжского государственного университета водного транспорта Сергей Гордлеев напомнил, что перед отечественными вузами стоит масштабная задача: проектирование судов, логистика, экономика и подготовка кадров. Особенно важна в этом деле роль нижегородских учебных заведений. "Заложенная здесь, в политехе, научная школа хорошо известна в стране. Надеюсь, молодые ученые продолжат эту традицию и укрепят командный дух, - сказал он. - Так мы обеспечим дальнейшее развитие ледотехники".

Участники из разных регионов подтвердили актуальность форума на фоне меняющейся геополитической ситуации. Исполнительный директор ЦКБ "Лазурит" Алексей Юхнин назвал подготовку специалистов одной из ключевых задач: "Спасибо всем вузам, готовящим кадры для судостроения. Настоящей жемчужиной остаётся Нижегородский политех. Квалифицированные кадры - сегодня, пожалуй, главный приоритет страны".
В повестку 2025 года включены вопросы ледовой ходкости и прочности судов в разных видах льда. С докладами выступают представители НГТУ, ЦКБ "Лазурит", Крыловского государственного научного центра, ААНИИ и других организаций. Они обсуждают прогнозирование ледовой ходкости, оценку ледовых качеств арктических судов и текущие вызовы отрасли. Отдельное сообщение посвящено вкладу профессора Валерия Зуева, возглавившего кафедру "Судостроение" НГТУ в 1980 году.

Нижегородская научная школа по исследованию проходимости судов сформировалась в 1970-е годы, чему способствовали освоение Северного морского пути, строительство новых ледоколов и стремление продлить навигацию. Сегодня это один из ведущих центров в области ледотехники: сотрудники кафедры участвуют в целевых программах, внедряют инновации, защищают диссертации и регулярно публикуют научные работы.
Тем самым конференция выступает не просто площадкой для обмена опытом, но и драйвером дальнейших исследований в области арктического судостроения. Итоги форума подтвердили: отечественная школа ледотехники остаётся передовой, а интерес к ее достижениям только растет - и значит, у науки и промышленности есть прочный фундамент для движения вперед. Таким образом, диалог науки и отрасли получает устойчивое продолжение, а Нижний Новгород укрепляет статус ключевой площадки по вопросам корабельной ледотехники.
