Исследование: интерес россиян к роботам вырос в 15 раз за 15 лет
Интерес россиян к домашним роботам вырос в 15 раз за последние 15 лет.
Информацией об этом поделились с "РГ" аналитики "Поиска" "Яндекса" на основе исследования пользовательских запросов с 2010 года. В пятерку наиболее востребованных устройств вошли пылесосы, мойщики окон, газонокосилки, кухонные помощники и полотеры. Популярность домашних роботов зависит не только от цены, типа устройства и региона, но и от времени года.
Эксперты отечественного IT-гиганта изучили интерес к домашней робототехнике во всех интернет-магазинах рунета, представленных в "Поиске". По их результатам, самым популярным типом таких устройств остаются роботы-пылесосы - на них приходится 85% всех запросов, связанных с бытовой робототехникой. На втором месте - роботы-стеклоочистители (13%), далее следуют газонокосилки и кухонные устройства. Пользователи оставили полотеров в наименее востребованной категории, хоть и стоимость таких роботов начинается от 1470 рублей, низкий интерес к этим устройствам может объясняться тем, что современные роботы-пылесосы имеют функцию влажной уборки.
Отмечается, что сезонность - один из факторов, влияющих на распределение интереса внутри отдельных категорий устройств. По предположениям аналитиков, весной и летом пользователи чаще ищут газонокосилки и стеклоочистители, тогда как осенью и зимой они интересуются ими реже. Пик интереса к домашним роботам за последние двенадцать месяцев пришелся на апрель 2025 года, а наименьшее число запросов было зафиксировано в феврале - разница между этими месяцами составила почти 25%.
Распределение пользовательского интереса также заметно различается по регионам. Наибольшую долю запросов в городах-миллионниках по теме домашних роботов зафиксировали в Краснодаре, Воронеже и Самаре. При этом в отдельных городах спрос на некоторые категории роботов заметно превышает средние значения.
Например, лидером по запросам о роботах-пылесосах стал Краснодар, за ним следуют Воронеж и Красноярск. При этом, москвичи интересуются пылесосами на 15% реже, чем жители других городов. Роботы-полотеры вызывают наибольший интерес у жителей Волгограда, Самары и Краснодара. В Москве и Санкт-Петербурге таких запросов меньше, чем в среднем по другим крупным городам - на 20% и 10% соответственно. Кухонные роботы популярнее всего в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Челябинске. Про мойщиков окон больше всего спрашивают жители Воронежа, Москвы и Самары, а доля запросов про роботизированные газонокосилки выше всего в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Некоторые регионы не демонстрируют выраженного интереса ни к одной из категорий домашних роботов. Среди таких - Омск и Казань.
Помимо региональных различий, выбор домашних роботов также варьируется в зависимости от ценовой категории. Например, роботы-пылесосы интересны пользователям практически во всех ценовых сегментах. На модели до 10 тысяч рублей приходится 30% кликов, от 10 до 20 тысяч - 33%, от 20 до 50 тысяч - 25%. Лишь устройства дороже 50 тысяч рублей заметно уступают по популярности - на них приходится всего 12% пользовательских переходов.
Интерес к роботам-полотерам сосредоточен преимущественно в бюджетной категории: 85% кликов приходится на модели стоимостью до 10 тысяч рублей. Именно в этом ценовом сегменте пользователи активно сравнивали цены и выбирали наиболее подходящие предложения. Похожее распределение интереса наблюдается у мойщиков окон - 65% переходов приходятся на предложения в том же ценовом диапазоне, 25% - на устройства от 10 до 20 тысяч рублей, а оставшиеся 10% - на более дорогие модели.
Кухонные роботы наиболее востребованы в среднем ценовом сегменте: 70% интереса приходится на устройства от 20 до 30 тысяч рублей. Еще по 15% - на модели в диапазонах от 10 до 20 тысяч и от 40 тысяч рублей и выше.
Самыми дорогими оказались роботизированные газонокосилки. Почти 40% переходов по предложениям дороже 200 тысяч рублей, 25% - на ценовые категории от 50 до 100 тысяч, а 20% - на технику стоимостью от 100 до 200 тысяч.