Светила медицины и аграрная наука решали общие задачи в эвакуации

После первых боев в приграничных территориях Совнарком принимает решение о том, что нужно эвакуировать научные учреждения. Это был вопрос первостепенной важности: наука не может работать на прифронтовой территории.

Светила медицины и аграрная наука решали общие задачи в эвакуации
© Российская Газета

Уже 2 июля назначается ответственный за эвакуацию академических институтов - это вице-президент O.Ю. Шмидт. Он сразу же вылетает в Казань, чтобы определиться, где будут располагаться институты и люди. Места для эвакуации выбирались с таким расчетом, чтобы там были филиалы или крупные научные, учебные заведения. В итоге президиум АН СССР оказался в Казани, а в Свердловске - управление комиссиями по исследованию ресурсов Урала и других территорий. Там же, в Свердловске, находился и руководил работой комиссий президент академии В.Л. Комаров.

А уже в Ташкент, в Алма-Ату, в Ашхабад отправлялись институты гуманитарного профиля. Переезд такого большого количества научных сотрудников, притом научных сотрудников высокой квалификации - академиков, членкоров, докторов наук, - способствовало развитию науки в этих регионах и республиках. В результате там, где были филиалы и базы центральных институтов, в годы войны и после нее образовались крупные научные центры и республиканские академии.

Эвакуация, конечно, была сложным испытанием для ученых и для всей страны. А те, кого она не коснулась и кто сам от эвакуации отказался, самоотверженно работали там, где в первую очередь требовались их знания и опыт.

Большой вклад внесли ученые для того, чтобы вернуть в строй раненых бойцов. Здесь необходимо назвать имена академиков Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Гамалеи и Л.С. Штерн, члена-корреспондента П.А. Герцена, С.С. Брюхоненко, З.В. Ермольевой. Военно-санитарная комиссия при президиуме Академии наук СССР занималась разработкой средств и методов лечения и сохранения жизни бойцам и проведением научно-исследовательских работ.

Важными в этом направлении были исследования Л.С. Штерн по методике лечения шока и П.А. Герцена по антисептическому лечению ранений. В Архиве РАН сохранились выступления академиков Л.А. Орбели и С.И. Спасокукоцкого, профессоров А.Н. Бакулева и Н.Г. Беленького на заседании президиума АН СССР (1942 год) по докладу Л.С. Штерн "О возможности применения метода непосредственного воздействия на нервные центры путем введения лечебных веществ в спинномозговой канал".

Придавалось огромное значение подъему сельского хозяйства в новых районах страны. Интересна в связи с этим докладная записка Д.Н. Прянишникова в Сельхозотдел ЦК Компартии Узбекистана "По вопросу об обеспечении удобрениями урожая хлопчатника в 1942 г.". В том же 42-м академику Прянишникову была вручена грамота республиканского комитета Союза работников высшей школы и научных учреждений Узбекской ССР за практические рекомендации по культуре возделывания сахарной свеклы в Узбекистане.

Безусловно важными и востребованными были исследования Л.С. Штерн по методам преодоления шока у тяжелораненых

Для повышения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения фронта и тыла продовольствием научная деятельность велась многими авторитетными учеными. В этом ряду И.П. Герасимов, Л.И. Прасолов, Н.В. Цицин. С их участием и под их руководством в Казахском, Таджикском, Туркменском и Узбекском филиалах Академии наук СССР, а также в Почвенном институте АН СССР велись работы для увеличения посевных площадей, по составлению карт урожайности, развитию бесполивного земледелия. Одновременно с этим занимались акклиматизацией южных сортов в новых районах, стремились обеспечить страну техническими культурами, добивались повышения урожайности через перестройку севооборотов.

В животноводстве вместе с увеличением поголовья скота делали ставку на разработку новых видов кормов, учет пастбищных угодий в среднеазиатских республиках, а также на выведение пород скота с учетом местных условий.