Эксперт сравнил возможности космической разведки РФ и США
России ускоренно приходится догонять США в области видовой космической разведки, в этих целях предстоит реализовать несколько масштабных космических проектов. Об этом говорится в статье эксперта в области космической техники Владимира Максимовского, опубликованной в сетевом издании «Армейский стандарт». Статья посвящена сравнительным характеристикам средств видовой разведки РФ и США.

Ключевым элементом отставания являются радиационностойкие электронные микросхемы, используемые в спутникостроении и аппаратуре наблюдения. Они измеряются в нанометрах (нм) — тысячных долях микрона. Американцы применяют элементы размером от 2 нм. У нас такой микроэлектроники нет. Мы располагаем собственным производством микросхем на 90 нм.
Размеры спутника, его масса радикально зависят от этого параметра. Оттого наши спутники, соизмеримые по характеристикам с американскими или европейскими, существенно габаритнее и тяжелее.
Войны последнего времени показали, что использование спутников дает уникальные возможности для наблюдения за противником и значительно повышает эффективность вооруженных сил. Космическая информация – ключевой элемент систем высокоточного оружия.
На современных спутниках США, отмечается в статье, процесс обработки изображения и выделения необходимой информации осуществляется автоматически, с передачей разведданных в течение нескольких минут в нужную точку.
За военные стратегические спутники ISR в США отвечает Национальное космическое разведывательное управление (NRO). Материалы ISR обрабатываются Агентством геопространственной разведки (NGA). NGA предоставляет геопространственную разведку мирового уровня — глобальный охват любой территории земного шара. На тактическом уровне за ISR отвечает Космическое командование (Космические силы) — U.S. Space Command (SPACECOM).
Характерно, как менялась статистика применения космических средств в вооруженных конфликтах с участием армии США. Так, в операции «Буря в пустыне» (1990–1991) участвовало 86 космических аппаратов США. В операции «Лис в пустыне» (1998–1999) их количество возросло до 102.
В войне против Югославии в 1999 году НАТО использовало уже около 120 спутников различного назначения, в том числе 36 спутников связи, 35 разведывательных, 27 навигационных и 19 метеорологических. Два спутника радиолокационной разведки «Лакросс» обеспечивали получение изображений объектов на территории Югославии в любое время суток, независимо от погодных условий. Разрешающая способность бортовой аппаратуры такого спутника — 0,9 м.
С начала СВО Пентагон и НАТО начали обеспечивать космической развединформацией Украину. Считается, что в интересах вооруженных сил Украины (ВСУ) работают более 500 космических аппаратов США и других стран НАТО. В том числе до 70 военных разведывательных спутников, остальные — коммерческие аппараты двойного назначения. Это без учета шести тысяч спутников «Старлинк» Илона Маска, обеспечивающих круглосуточный Интернет по всей территории Украины, а также примерно 20 тысяч наземных терминалов, обеспечивающих управление и связь с подразделениями всех уровней.
Отмечается, что американские спутники видовой разведки способны обнаруживать на поверхности хорошо замаскированные объекты. Они видят даже подземные цели на глубине до десятков метров, в зависимости от грунта, а подводные — до 200 метров.
Благодаря спутниковым данным, командиры ВСУ видят на своих электронных картах передвижение и действия наших войск почти в онлайн-режиме. Украинские артиллеристы используют планшеты, которые подключены к системе, за счет чего могут быстро рассчитывать координаты целей с учетом погоды, типа снаряда и других факторов.
Перед российской космической отраслью стоит задача как можно быстрее ликвидировать отставание в этой сфере. Сегодня Космические войска имеют в своем распоряжении спутники оптико-электронной разведки «Персона» на высотах 750 км. Они делают снимки с разрешением около 0,3 м.
Кроме того, есть аппараты «Раздан». Они позволяют получать изображение с разрешением 0,2–0,3 м. Масса 7 т. Предположительно, рабочие орбиты – 300–320 км, аналогичные орбитам американских спутников видовой разведки.
В российской космической группировке есть также спутники «Ресурс-П», «Ресурс-ДК». Создается спутник «Ресурс-ПМ» с улучшенными характеристиками: разрешение 0,4 м, масса 6 т.
Аппарат «Разбег»/МКА-В относится к малым спутникам оптико-электронной разведки и имеет разрешение 0,9 м. Его масса менее 250 кг. Малый космический аппарат МКА-ЭО еще легче. Его масса 100–150 кг, а разрешение такое же — 0,9 м.
К Российским спутникам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в оптическом диапазоне относятся аппараты «Канопус-В» (масса 400–500 кг); «Канопус-В-ИК» (600 кг).
Цифровой картографический спутник «Барс-М» вернул России возможность получения детальной картографической информации. Точная картографическая съемка используется для создания цифровых карт, предназначенных для загрузки в системы наведения крылатых и баллистических ракет. «Барс-М» имеет разрешение 1 м, масса — 4 т.
Перспективные российские спутники ДЗЗ «Беркут-ВР», «Пиксель-ВР», «Беркут-С». Планируется, что они отправятся на орбиту в 2026-2027 годах.
К спутникам радиолокационной разведки относятся немногочисленные аппараты «Кондор-ФКА», «Обзор-Р», «Беркут-РСА» (в разработке).
В статье приведены характеристики основных космических аппаратов американской видовой разведки, которые существенно превосходят существующие спутники РФ по количеству, а также по основным характеристикам – разрешающей способности, сроку активного существования – при значительно меньшей массе.