Сооснователь популярнейшего мессенджера Telеgram Павел Дуров, находящийся под судебным надзором во Франции, обратился к местным властям с просьбой совершить поездку в Соединенные Штаты - у него там были запланированы переговоры с некими инвестиционными фондами. Но получил отказ. Как стало известно из публикации в издании Politico, парижская прокуратура, куда он обратился, посчитала, что этот визит за океан для него "не представляется необходимым или оправданным". То есть там лучше знать, что лучше для знакового предпринимателя.
Павел Дуров также в соцсети Х выразил желание отправиться в Румынию, дабы дать показания по поводу иностранного вмешательства в прошедшие там президентские выборы. По его словам, "если это может помочь румынской демократии". Неизвестно, обращался ли он по этому поводу в столичную прокуратуру, но нетрудно догадаться, каким был бы ответ.
А ведь не так давно весной, точнее в конце марта, Дурову, который обязан дважды в неделю отмечаться в полицейском комиссариате, разрешили на несколько недель по делам слетать в Дубай, и никаких возражений по этой части у французских властей не было.
Так в чем же загвоздка? Его смелый наезд на официальные местные структуры, когда рассказал о том, что незадолго до выборов в Румынии к нему обратился глава французской внешней разведки (DGSE) Николя Лернер и настаивал на том, чтобы тот "вывел из игры" Telegram-каналы румынских консерваторов. Тех самых, что весьма скептически относятся к глобалистам ЕС и, в частности, Еврокомиссии, а также выступают против поддержки киевского режима. Причем предприниматель даже указал место, где произошел его тет-а-тет с месье Лернером, - в "Салоне Битв" престижнейшего отеля "Крийон", что на площади Согласия в центре столицы.
Судя по всему, такой дерзости на берегах Сены от Павла Дурова не ожидали. Отсюда и соответствующая реакция. Первыми отреагировали "внешние разведчики", опубликовав, что с этой службой случается крайне редко, соответствующее сообщение. В нем они "решительно отвергают утверждения о том, что поступали просьбы о запрете аккаунтов в связи с каким-либо избирательным процессом". Вслед за ними в таком же духе выступил и французский МИД. Даже опубликовал пост Дурова, перечеркнув его красным штампом с надписью "фейк".
Дуров попал в подстроенный властями Франции капкан
Надо сказать, что местные СМИ не стали вникать в причины рискованной атаки российского бизнесмена. Они не обошли этот инцидент молчанием, но ограничились только подробным изложением позиций своих двух ведомств - дипломатического и разведывательного. Правда, не забыли напомнить, что в августе прошлого года задержали Дурова в аэропорту Ле-Бурже, выдвинув ряд обвинений, в том числе в администрировании сетевой платформой, позволяющей производить незаконные транзакции, и прочих правонарушениях. Держать в застенках не стали, но обязали внести залог в пять миллионов евро и отправили под судебный контроль.
И все-таки невольно возникает вопрос: с чего это Павел Дуров, который до недавнего времени вел себя вполне смирно, вдруг взбрыкнул? Скорее всего, право издание Politico. Сославшись на неназванного "представителя французского правительства", оно посчитало, что Дурова все больше одолевает "растущее недовольство" наложенными на него юридическими процедурами и ограничениями. И, действительно, скоро будет год, как этот свободолюбивый предприниматель попал в своеобразный капкан, оказался под надзором "недреманного ока" французской Фемиды.
Как долго ему маяться в таком положении? И вообще, есть ли некие обозначенные законом сроки рассмотрения подобных ситуаций?
С этим вопросом "Российская газета" обратилась к адвокату коллегии Парижа и Ниццы Ирине Сидоровой.
- Каких-то строго определенных сроков ведения следствия во Франции не существует, - рассказала юрист. - Есть понятие "разумные сроки", а они, понятно, могут истолковываться по-разному. Потом надо иметь в виду, что во Франции не хватает судебных органов для ведения этих процедур. Машина прокручивается крайне медленно. Сама процедура следствия весьма длительная по той причине, что посылаются запросы, а в деле Дурова и за границу в рамках международной кооперации, что занимает много времени. К тому же в ходе следствия есть действия, которые удлиняют процедуру еще и потому, что подследственные могут опротестовывать какие-то акты. Даже после того, как следствие закрыто и назначен суд, также может пройти большой срок. У меня было одно дело, которое началось еще до ковидной эпидемии в 2019 году. Так вот, следствие было закрыто в июле прошлого года, и до сих пор дата рассмотрения в суде не назначена. Как видите, никакие четкие сроки не предусматриваются. Сколько следствие посчитает необходимым, столько и будет.
- То есть получается, что Дурова могут держать в Париже сколько угодно?
- Не исключено. Посмотрите, как долго длилось дело Жерара Депардье. Многие месяцы. Есть дела, которые рассматриваются по десять лет. А Саркози? Против него завели несколько исков чуть ли не сразу после его ухода с поста президента, и только по одному из них после апелляции он получил срок, который отбывал дома с электронным браслетом.