Эксперты призвали проанализировать риски до утверждения правил полетов дронов

Дискуссии по поводу выделения для беспилотников нового класса Н в воздушном пространстве продолжаются. Очередной вариант изменений в федеральные правила, предложенный минтрансом, вновь взбудоражил экспертное сообщество. При этом "одноклассники" уже знакомы - многие авиакомпании развивают не только пилотируемую, но и беспилотную авиацию. И ключевые моменты их бесконфликтного существования в целом определены.

Эксперты призвали проанализировать риски до утверждения правил полетов дронов
© Российская Газета

"Мы долго дискутируем по поводу поручения президента об установлении нового класса воздушного пространства Н. И я считаю, что мы уже нашли ряд соприкосновений, в рамках которых полеты беспилотных и пилотируемых воздушных судов, в первую очередь легких и сверхлегких, урегулированы. Проект постановления правительства прошел публичные обсуждения. Замечания, которые мы получили от авиационного сообщества и от бизнеса, сейчас аккумулируем, и я думаю, что на площадке министерства транспорта еще раз по этому поводу соберемся, чтобы подробно рассказать, как эти полеты будут осуществляться", - рассказал глава Росавиации Дмитрий Ядров на пленарном заседании Международной выставки вертолетной индустрии и беспилотных авиасистем HeliRussia-2025.

В последнем проекте постановления правительства, вносящем изменения в федеральные правила использования воздушного пространства, в классе H, выделенном специально для дронов, власти планируют разрешить полеты пилотируемых воздушных судов по правилам визуальных полетов. Эшелонирование не предполагается, поэтому постоянная двухсторонняя радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения не нужна. Ответственность за предотвращение столкновений в воздушном пространстве класса Н возлагается на внешнего пилота беспилотного воздушного судна (БВС).

Власти, авиасообщество и бизнес ищут компромисс по созданию "бесшовного неба" для беспилотников, вертолетов и легких самолетов

В Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) на это оперативно отреагировали, указав, что пилотам практически невозможно своевременно визуально определить беспилотник в воздухе и предпринять маневр по уклонению. Эксперты Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "Аэронекст" отметили, что предлагаемые изменения существенно увеличивают риски для безопасности полетов, при этом вся ответственность перекладывается на внешнего пилота БВС.

Дополнения в федеральные правила, по мнению экспертов, являются существенной реорганизацией воздушного пространства, и для этого необходимо оценить риски безопасности полетов для всех участников авиационного движения. Сделать это могут, например, специалисты профильного научно-исследовательского института. И только в случае обоснования приемлемости рисков безопасности полетов можно будет продолжить согласование проекта изменений нормативных правовых требований, связанных с классификацией воздушного пространства.

При этом все эксперты понимают, что беспилотники - это не новая сфера и индустрия, это лишь новый инструмент гражданской авиации, и видят будущее в совместном развитии пилотной и беспилотной авиации.

"Интеграция в единое воздушное пространство беспилотных летательных аппаратов, взаимодействие их с пилотируемой авиацией - это вопрос архисложный и архиважный. Любые "птички", поднятые в небо, должны общаться между собой, а это еще и вопрос стандартов каналов связи, интеграции в существующие бортовые системы", - отметил президент ассоциации "АЭРОНЕКСТ", исполнительный директор НПП "Радар ммс" Иван Анцев.

Гендиректор "Конверсавиа беспилотные системы", председатель правления АВИ Вячеслав Карцев напомнил, что, когда появилось первое предложение Росавиации по выделению слоя воздушного пространства, мгновенно последовала реакция ассоциаций, которая показала риски для пилотируемой авиации. "Росавиация быстро отреагировала и предложила новые варианты для обсуждения, которые пилотируемая авиация сегодня относительно поддерживает", - отметил он.

Первый замгендиректора НПК "ПАНХ", член правления и руководитель летного комитета АВИ Алексей Скориков добавил, что над последней версией предлагаемых изменений задумались уже эксплуатанты БВС, потому что на них "повесили всю ответственность".

"Мы хотим четко понимать, как работает воздушное пространство Н, мы все над ним работаем. Я надеюсь, мы найдем компромиссное решение, но приоритетом должна быть безопасность полетов. Угроза для вертолетов, перевозящих людей, все-таки гораздо выше, чем для тех, кто управляет беспилотником", - отметил он.

Эксперты не исключают также, что беспилотники могут прийти на смену пилотируемым судам.

"Перевозка людей - это, конечно, далекая перспектива. Но проблема выбытия флота Ми-8Т стоит довольно остро, когда-то вертолет нужно будет проводить на пенсию, перейти на новую технику. И тогда могут быть применены дистанционно пилотируемые системы, а с появлением новых технологий они станут и беспилотными", - считает Карцев.