Роботы-курьеры появятся на Кубани: как андроиды будут делить дорогу с человеком
Компания «Яндекс» направила в Минэкономразвития РФ проект экспериментального правового режима (ЭПР), который впервые закрепит юридический статус роботов-доставщиков. По сути, для них введут отдельные ПДД. Роботокурьеры станут новыми участниками дорожного движения наряду с машинами и пешеходами, только c «автоматизированной системой управления».
В проекте говорится, что роверы планируется запустить в 20 регионах России, в том числе в Петербурге, Московской области и Краснодарском крае. Выбор территорий основан на готовности инфраструктуры: наличии широких тротуаров, устойчивой связи и спроса на услугу, пишет «Коммерсант».
Для контроля за передвижением каждый андроид будет оснащен номером и QR-кодом. Также вводится обязательное страхование на 500 тыс. рублей — по аналогии с ОСАГО.
Первый опыт
Первые умные доставщики появились в 2019 году в Сколково. Сейчас они эксплуатируются в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Мурино (Ленинградская область). В парк автокурьеров входит около 160 устройств, подключенных к 580 ресторанам, кафе и другим партнерам компании.
ЧП с роверами
По данным компании владельцев роботов, аварий с участием таких «сотрудников» не так много. Если быть точнее, всего три.
В августе 2024 года автомобиль Kia Rio столкнулся с автодоставщиком на регулируемом пешеходном переходе в Москве. Ровер пропускал людей и не успел завершить проезд по «зебре» на зеленый сигнал светофора. Устройство получило небольшие повреждения.
Спустя несколько месяцев. в декабре прошлого года. произошла попытка взлома робота-доставщика. Груз – средства для мытья сантехники – остался цел и невредим, нарушители сбежали.
Еще один инцидент зафиксировали в Татарстане в апреле 2025 года. Водитель легкового авто, двигаясь задним ходом, наехал на робота и уехал с места происшествия.
Где смогут ездить механические курьеры?
В рамках ЭПР прописаны четкие правила: роботам будет разрешено передвигаться по тротуарам и велодорожкам с приоритетом для пешеходов, по правому краю проезжей части, а также в бизнес-центрах или торговых комплексах.
При этом максимальная скорость умной машины ограничена 25 км/ч, в пешеходных зонах — 10 км/ч, на пешеходных переходах — не более 6 км/ч. Четко ограничены и габариты устройств: не более 80 см в ширину, 110 см в длину и 120 кг по весу без груза.
Что будет в случае ДТП?
В документе прописано, что если от удара курьера на колесиках пострадали люди, то компания-доставщик товара будет обязана в течение двух часов направить своего представителя на место аварии. Если инцидент обойдется без пострадавших, то оформление ДТП не потребуется. При тяжких последствиях или гибели человека эксперимент будет приостановлен. Ущерб здоровью или имуществу компенсируется на сумму до 500 тыс. рублей.
Мнения экспертов: риски и перспективы
По мнению компании-разработчика проекта, масштабирование рободоставки позволит расширить сервис и решить вопрос с дефицитом курьеров. Однако глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов считает, что российские города не готовы к наплыву роботов, нужен серьезный анализ ситуации.
Нужны годы или минимум десятки месяцев, чтобы понять, совместимо ли движение пешеходов с этими роботами. Особенно с учетом того, что по тротуарам с недавних пор ездят еще и электросамокаты. Аварийность с ними ежегодно растет.
Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов.
Мнение эксперта поддержал ведущий специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов. Он отметил, с одной стороны научить роботов соблюдать правила проще, чем водителей и пешеходов, но в тоже время возникает серьезная проблема с проездом устройств в районах исторической застройки. Там, где много туристов, тротуары узкие и их невозможно расширить. Как результат — пробки и проблемы со сроками доставки заказов.
На ряд юридических моментов обратил внимание член Общественной палаты Александр Холодов.
Если пешеход загляделся в телефон на ходу, споткнулся, упал, сломал роверу антенну, а сам разбил телефон, кто тут будет возмещать ущерб? Таких темных пятен быть не должно.
Член Общественной палаты Александр Холодов.
Мировой опыт
Практика использования роботов в доставке товаров достаточно широко применяется во всем мире. Правда, с рядом запретов. В некоторых штатах США им можно передвигаться только в малонаселенных районах, по тротуарам и пешеходным переходам. Их скорость ограничена: в Виргинии до 16 км/ч, в Сан-Франциско — до 4,8 км/ч. Вес устройства — до 55 кг. В Японии размер автокурьера не может превышать габаритов инвалидной коляски и вправе разгоняться максимум до 6 км/ч. На такой же скорости роверы передвигаются в 10 городах Великобритании по велодорожкам и тротуарам. Есть еще пример — Эстония, где все роботизированные курьеры белого цвета, примерно метр на метр, обязательно имеют фары и красные светоотражающие элементы.
Судьба проекта в России
Если эксперимент окажется успешным, правила для роботов-доставщиков могут внести в ПДД РФ и закон «О безопасности дорожного движения». Пока же компания-инициатор тестирует технологию в Москве, Иннополисе и Мурино, где роботы уже выполняют 30 тыс. доставок в месяц. Окончательное решение будет зависеть от безопасности и реакции горожан на нововведение.