На Урале придумали, как увеличить эффективность электродвигателя

На Южном Урале специалисты ашинского метзавода в содружестве с командой разработчиков Уфимского университета науки и технологий нашли решение, способное увеличить КПД серийных электродвигателей. Для этого в рамках проекта Передовой инженерной школы "Моторы будущего" исследователи использовали в производстве магнитопроводов аморфную ленту, близкую по структуре к расплавленному металлу или стеклу. По мнению экспертов, впоследствии эта технология может изменить всю отрасль двигателестроения.

На Урале придумали, как увеличить эффективность электродвигателя
© Российская Газета

Сегодня электродвигатели "съедают" почти половину мировой электроэнергии. Даже небольшое повышение их эффективности может сэкономить миллиарды киловатт-часов. Новые магнитопроводы в отличии от изделий из традиционной стали имеют меньше электромагнитных потерь, легче и компактнее, а кроме того производят меньше шума и вибраций, что может быть использовано в авиации, портативной электронике, медицинских приборах и высокоточной аппаратуре. При этом движки меньше греются, что повышает срок их службы.

"Наши совместные исследования основаны на общемировом тренде на энергосбережение и открывают дорогу поиску новых решений во многих отраслях промышленности, - считает директор завода Константин Бакин. - Это пример успешного сотрудничества науки и производства, когда в процессе исследований удалось не просто улучшить те или иные характеристики, а создать принципиально новую технологию. И мы всерьез рассчитываем, что это только начало".

Исследования проводились два года. На первом этапе работы инженеры испытали прототипы новых устройств, заменив стальные детали в двигателях беспилотников и газотурбинных установок на аморфные. Испытания подтвердили - работая под нагрузкой, двигатель не перегревается, теряет меньше энергии и работает практически бесшумно.

Затем ученые предложили оптимизировать саму конструкцию движков. По их чертежам заводчане собрали опытный образец новой электрической машины и провели ее стендовые испытания.

Оказалось, что в опытном образце скорость вращения вала, а соответственно и мощность двигателя выросла на 25 процентов, а его коэффициент полезного действия за счет меньшей индуктивности и сопротивления - на четыре процента. Кроме того, новые образцы имеют упрощенную конструкцию, что ускоряет их сборку и положительно влияет на себестоимость.

Проектом уже заинтересовались на одном из предприятий концерна "Радиоэлектронные технологии". Проводятся переговоры о совместной работе ученых, производителя и потребителя, которая может создать полноценную технологическую цепочку для выхода нового двигателя в реальное производство. В минпроме Челябинской области считают, что подобные разработки приближают страну к лидерству на рынке энергоэффективных технологий, где пока первую скрипку играют азиатские и европейские производители.