В Павловском районе Алтайского края прошла вторая выставка сельскохозяйственных беспилотников "АлтайАгроБАС-2025". Демонстрационной площадкой организаторы (Алтайский государственный аграрный университет при поддержке регионального правительства и Алтайского центра кластерного развития) выбрали базу аэродрома "Стрижи". По сравнению с первым авиасалоном, проводившимся в 2024 году, заметно увеличилось количество компаний-участников, а к дронам-"аграрникам" добавились беспилотники для МЧС, необходимые для тушения пожаров и доставки ценных грузов.
- Компании, предлагающие аграриям беспилотные системы, еще пять лет назад не предполагали, что достигнут такого прогресса. Заключенные сейчас контракты говорят о востребованности этого направления. В прошлом году сельхозпроизводители региона своими летательными аппаратами, а также с привлечением воздушной техники других компаний обработали в общей сложности пятьдесят тысяч гектаров. Мы видим, что грамотное применение беспилотной техники дает возможность открыть новую страницу в истории цифровизации, в том числе в дистанционном зондировании посевов, дистанционном программировании отдельных элементов технологий, определении состояния посевов, - подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края Николай Халин.
По данным регионального минсельхоза, на данный момент хозяйства края имеют в своем распоряжении уже более пятидесяти тяжелых агродронов, которые применяются непосредственно в технологическом цикле выращивания сельхозкультур. Очевидно, что площадь обрабатываемых с воздуха посевов будет расти.
В день выставки ее участники постоянно смотрели в небо - один демонстрационный полет следовал за другим. Предприятие "Аэросоюз", к примеру, показало свои разработки в сфере беспилотных авиасистем, одна из которых - БПЛА-конвертоплан. С его помощью специалисты удобряют растения. Конструкторское бюро "Алтай" продемонстрировало дроны, благодаря которым облегчается процесс доставки грузов в труднодоступные места.
По сути у аграриев появился новый парк воздушных тракторов (здесь уместно вспомнить американские Air Tractor - правда, это пилотируемые сельскохозяйственные самолеты). Они не уплотняют почву, не оставляют технологической колеи и могут заменить наземные машины и агрегаты в сложных погодных условиях - например, в грязь и слякоть после дождей. Агродроны позволяют работать точечно, эффективно, без лишних затрат. Они умеют практически все, только пахать не могут.
Справедливости ради заметим, что алтайские аграрии, что называется, поздно проснулись и теперь пытаются догнать коллег. В Центральной России агродроны летают с 2008 года, там беспилотники, жужжащие над полями, - обыденное дело. Но сейчас развитию дроносферы в европейской части страны мешают события, связанные с СВО, зато на Алтае - в глубоком тылу - это направление можно спокойно продвигать.
Хотя здесь есть свои нюансы и сложности. Местные фермеры осторожничают с новыми технологиями из-за сложных погодных условий - Сибирь считается зоной рискованного земледелия. Это на юге России могут снимать по два урожая, и цена ошибки не слишком высока. А вот в Сибири опасность неверных решений и действий резко возрастает. Если дрон в период обработки посевов сработает не так, как надо, то потери в урожае уже не возместить. В таких условиях многие аграрии предпочитают не рисковать и применять традиционные технологии обработки посевов.
Однако прогресс не остановить - особенно когда он активно поддерживается на государственном уровне. В Алтайском крае, в частности, принята программа развития этого направления, которая включает обучение кадров и стимулирование внедрения технологий.
Кадры, действительно, нужно готовить. Агродроны, как и любая другая техника, имеют свойство ломаться и требуют починки. Причем фермерам не нравится терять время на их транспортировку в сервисные центры, они хотят ремонта на месте. Значит, нужно обучать механизаторов хозяйств. Как правило, дроны ломаются из-за ошибок в управлении ими, пилотам элементарно не хватает знаний и опыта.
Еще одна причина повысившегося интереса к использованию дронов в сельском хозяйстве кроется опять-таки в богатом опыте, который дает СВО. Местные аграрии быстро поняли, что с воздуха можно атаковать не только живую силу и технику противника, но "бомбить" гербицидами различных сельхозвредителей.
Помимо полетов, в программу алтайского авиасалона - 2025 вошел показ системы дифференцированного внесения удобрений с помощью беспилотников. Ученым АГАУ удалось внедрить такой технологический элемент в работе дронов, адаптировав специальное программное обеспечение. Кроме того, на аэродроме работала площадка, где можно было познакомиться с азами управления БПЛА.
Кстати
В Алтайском государственном аграрном университете с 2021 года работает летная школа, где обучают пилотов сельскохозяйственных дронов. Поначалу шло обучение пилотированию легких БПЛА (вес менее тридцати килограммов), а теперь в программе есть и вождение тяжелых беспилотников (более тридцати килограммов). В школе прошли подготовку пилоты из Краснодарского края, Ростовской и Иркутской областей, регионов Дальнего Востока.