Эксперт рассказал, сколько денег потратила Украина на фейки ко Дню Победы: половина «утекла» Зеленскому
В преддверии Дня Победы в России активизировались информационные кампании, направленные на дезинформацию и создание паники среди граждан. Одним из новых способов «насолить» населению стали массовые рассылки сообщений, в которых, например, утверждается, что на маркетплейсы и в розничные магазины массово поступают товары способные навредить здоровью. Эксперт по кибербезопасности, интернет-разведчик и автор YouTube-канала «КиберДед» Андрей Масалович рассказал «МК», почему такие психологические атаки – еще один пример того, что Украина готова на любые подлости, притом не жалея денег на «культиваторов» таких фейков.

Как заметили пользователи маркетплейсов, в последние недели в социальных сетях и мессенджерах начали распространяться сообщения о «заговорах», связанных с продажей опасных армейских фляжек. В них утверждается, что некие злоумышленники внедряют в продажу фляжки, в которые якобы встроены капсулы с ядом, способные нанести вред покупателю или окружающим.
МЧС России уже выступило с заявлением, подчеркнув, что большинство распространяемых сообщений являются откровенными фейками. Ведомство отметило, что «отслеживание подобных сообщений показывает, что они культивируются специально для создания паники и дезинформации». В заявлении говорится, что подобные сообщения часто появляются в преддверии важных дат, таких, как День Победы, и направлены на дестабилизацию ситуации в обществе.
По данным специалистов, источники таких сообщений — это, как правило, ресурсы и аккаунты, связанные с украинскими и европейскими спецслужбами, которые используют дезинформационные кампании для подрыва доверия к государственным институтам и безопасности продуктов на рынке. В частности, отмечается, что цель подобных фейков - вызвать недоверие к российским производителям и торговым сетям, а также запугать граждан.
По словам Андрея Масаловича, если Украина использует такие грязные приемы, то где-то даже можно порадоваться.
— Это простое правило войны: если противника невозможно победить на поле боя, он переходит к информационной войне. Если Украина активно распространяет фейки, значит, на фронте мы непобедимы.
А вот, если сейчас у противника возникают трудности с информационной войной, это означает, что и она скоро закончится нашей победой. Потому что информационная война — это сложный и дорогой процесс.
- Почему?
- Чтобы распространить такую кампанию в интернете, нужно проводить много согласованных операций. Требуются сим-карты, аккаунты, сотрудничество с различными платформами, СМИ, международными организациями вроде Интерпола — всё это - чтобы обеспечить постоянное и массовое распространение информации и блокировать действия противоположной стороны. Всё это делает такие операции очень сложными и дорогостоящими. Например, Америка может тратить десятки миллионов долларов на провокационные акции и организацию беспорядков в разных странах.
Украина, правда, более «экономна»: большая часть денег просто «улетает» в карман Зеленского, не доходя до целей. Все, потому что ЦИПсО – центры информационно-психологических операций - не умеют эффективно управлять расходами.
- Как обезопаситься от фейков?
- Чтобы не запутаться и не поверить неправде, рекомендуется в ближайшие дни избегать активного чтения новостей, статей и сообщений в интернете, а особенно в непроверенных источниках. И тем более, лучше не тратить время на поиски информации в интернете в этот период.
Что же лучше делать? Лучше смотреть телевизор — там, как минимум, фильмы и передачи хорошие будут показывать.