По Шелковому пути на Мамисон
Ветка пути
— Это был стратегически важный район. Три перевала — Козский, Кударский и Мамисонский — обеспечивали выходы к Причерноморью, в центральное Закавказье и Переднюю Азию, — рассказывает старший научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра РАН, кандидат исторических наук Хасан Чшиев. — Здесь проходила одна из веток знаменитого Шелкового пути.
Чшиев руководил раскопками в Мамисонском ущелье. По его словам, люди в этих горах жили еще со времен энеолита.
Открытие Осетии миру
В 1869 году река Гизельдон вымыла на берег у осетинского селения Верхний Кобан удивительные предметы из бронзы: кинжалы с навершиями в виде голов баранов, козлов, кошачьих хищников, булавы, бронзовые бляхи — инсигнии жрецов, боевые и церемониальные секиры, украшения. Их нашел и отвез в Кавказский музей в Тифлисе местный житель Хабош Кануков.
— Через несколько лет там прошел V Всемирный археологический съезд, приехали представители ведущих европейских музеев, — рассказывает Хасан Чшиев. — Они подтвердили, что никогда прежде с подобными материалами не сталкивались.
Так появилась новая археологическая культура, по месту первых находок названная кобанской. В Осетию поехали представители западных музеев и частных коллекционеров.
Зарамаг и Мамисон
В конце 2000-х археологическая экспедиция под руководством Хасана Чшиева исследовала территорию в устье Мамисонского ущелья. В результате был открыт Адайдонский могильник, также относящийся к кобанской культуре.
Найденные здесь предметы не только подтвердили обширные торговые и культурные связи древнего населения этих мест, но и свидетельствуют о развитии здесь металлообработки. Позднее памятники кобанской культуры были найдены и непосредственно в Мамисонском ущелье.
На альпийских пастбищах
В центре нового горнолыжного курорта находится селение Камсхо. В нем частично сохранились средневековые башни. А в 2019 году в 2,5 км к северу от селения экспедиция под руководством Чшиева нашла руинированное святилище Фалвара, покровителя мелкого рогатого скота. Сегодня на территории Мамисонского ущелья известны четыре святилища Фалвара.
— Эти районы представляли собой самые благоприятные места для овцеводства, — поясняет ученый.
Отсюда и особое почитание Фалвара. В его честь в горах Осетии устраивались пышные праздники, проводились обряды, давно ушедшие в историю.
Древний храм
С Камсхо связана еще одна важная находка, сделанная при исследовании раннесредневекового могильника у святилища Мады Майрам, ассоциирующейся с христианской Богородицей и покровительствующей материнству.
— Святилище сложено из сланца, рваного гранита и валунов примерно в XVII—XIX веках, — рассказывает Хасан Чшиев. — Кое-где в кладку вмонтированы более старые прямоугольные блоки из туфа, травертина с вырезанными на них крестами. Это «родные» блоки когда-то стоявшей на том месте древней церкви. После того как она разрушилась от времени, местные жители сложили простенькую постройку из подручной породы.
Ориентируясь на возраст могильника, ученый датирует церковь концом VII—IX вв. Это самый древний христианский храм в Северной Осетии и один из древнейших на территории современной России. О том, что христианство здесь распространялось уже в период раннего средневековья, говорят и особенности захоронений.
— Осетинские святилища располагаются в труднодоступных местах и считаются «чистыми»: рядом с ними нельзя хоронить. В христианской традиции рядом с местами погребения часто строятся церкви или часовни. Здесь мы видим могильник на несколько сотен захоронений, в центре которого находится святилище.
К тому же в могильнике не нашлось ни орудий труда, ни жертвенных животных, характерных для языческих погребений. Зато обнаружились украшения, достаточно редкие для того периода и дорогие: бусы из сердолика, оникса, граната, браслеты, серьги, стеклянные, мозаичные и глазчатые подвески.
Достояние
Древняя история Мамисона достойна отдельной музейной экспозиции, считает ученый. Вариант визуализации и благоустройства территории святилища Камсхойы Мады Майрам, построенного на месте руин раннесредневекового христианского храма, посвященного Пресвятой Богородице и Деве Марии, уже прорабатывается.
— Мы обсуждали это на одном из совещаний с руководством «Кавказ.РФ». Сейчас уже готов рабочий макет, который после одобрения будет согласовываться с комитетом по охране памятников культурного наследия Северной Осетии и главой Владикавказской и Аланской епархии РПЦ архиепископом Герасимом, — говорит Хасан Чшиев.
При подготовке к строительству «Мамисона» археологи исследовали лишь несколько крупных участков территории, хранящей тысячелетние тайны. Но курорт будет развиваться — а это значит, что можно рассчитывать на продолжение исследований и новые находки и открытия.