Обновлено в 15:30
Региональные операторы связи жалуются на случаи срезания проводов, через которые подключены к интернету частные дома. Речь о тех линиях, которые подвешены на опорах ЛЭП.
Дело в том, что «Россети» берут с операторов связи плату за использование опор, на которых они могут подвешивать свой кабель. Но с 2023 года, как объяснил РБК глава ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко, от региональных компаний связи стали требовать не просто оплатить использование опоры, а внести плату за каждый кабель.
При этом на каждой опоре вместе с операторской линией связи могут размещаться еще до десятка линий, которые ведут к частным домам: они принадлежат абонентам, но «Россети» требуют оплату за них с операторов — 81 рубль за каждую опору, а поскольку кабель может проходить через несколько опор, выходит уже несколько сотен рублей.
Ряд операторов судятся с компанией из-за изменения тарификации, но в некоторых случаях дело дошло до срезания проводов, а значит, многие абоненты остались без интернета, рассказывает юрист Ассоциации малых операторов связи регионов, руководитель направления судебной и антимонопольной практики «ОрдерКом» Андрей Медведев:
— У кого-то получается договариваться и, скажем так, обходиться малой кровью. Мы решаем этот вопрос в том числе через суды, операторы связи решают. Суд может установить запрет на демонтаж сетей связи. Но если на местах попадаются очень рьяные представители, то срезают буквально километрами, десятками километров эти кабели, в некоторых случаях их просто спускают на землю аккуратно, без повреждений линий связи, в других случаях могут просто грубо обрезать, повредить в том числе, некоторые даже забирают себе на склад.
— Известно число абонентов, которые лишились интернета таким образом?
— У ассоциации очень много операторов связи, мы узнаем только о фактических случаях. Прямого подсчета никто не проводил, но если исходить из того, что отрезают населенные пункты конкретные, к примеру, поселки, СНТ, то счет идет на сотни, может быть, даже на тысячи человек. И самая главная сложность в том, что у операторов нет никакой альтернативы, кроме этих опор. Даже если кто-то готов ставить свои опоры, то все равно это нельзя сделать из-за согласований и работ в охранной зоне линий электропередачи. Поэтому, как правило, операторы либо соглашаются под давлением принять условия «Россетей», либо уже обращаются в суд, сами восстанавливают свою линию связи своими силами и устанавливают запрет на ее повторный демонтаж.
— Есть ли какой-то усредненный прогноз для абонентов в сельской местности?
— Если это сельская местность, повторюсь, добраться можно только по столбам, и их довольно много. Мы рассчитывали в рамках ассоциации в среднем, что на одного абонента приходится три-пять опор.
Руководитель и совладелец компании-провайдера «Интерра» из Первоуральска Виталий Листраткин считает, что во многих случаях оператор может договориться с собственником опоры:
— С людьми нужно всегда взаимодействовать, разговаривать, как-то договариваться, находить баланс интересов. Представьте, что у вас есть машина, ваша частная собственность, и на вашу личную машину какой-то дядя прикручивает проблесковый маячок, например, сиреневого цвета: вам это понравится?
— Вы тоже в свое время их так подвешивали? Пока было можно?
— А кто не подвешивал? 20 лет назад все так действовали, а потом начали менять схему. В любом случае потом собственники всей инфраструктуры начали причесывать свое хозяйство и в итоге так или иначе причесали. Поэтому всегда со всеми договариваемся — с кем-то на деньги, с кем-то на обмен какими-то услугами.
Но дополнительные затраты провайдеров могут отразиться и на расходах абонентов, или операторам придется менять свою бизнес-модель. Рассуждает аналитик телеграм-канала «Русмикро» Алексей Бойко:
Алексей Бойко аналитик телеграм-канала «Русмикро» «Понятно, что если, например, с помощью ФАС не позволять поднимать стоимость услуг сотовой связи, но при этом наращивать расходы операторов связи за счет того, что растут их платежи оператору, то тогда у них в какой-то момент будет переставать сходиться бизнес-кейс, у них не будет оставаться доходов и прибылей, необходимых на новые технологии, на развитие, на расширение зоны покрытия и так далее».
В компании «Россети» сообщили, что вопрос оплаты размещения линий связи «урегулирован практически со всеми операторами связи». Только порядка 4% от выявленного нелегального подвеса приходится на отдельных небольших операторов связи, которые отказываются от заключения договоров на размещение линий. «Такие операторы собирают полную плату со своих абонентов, но не несут затрат за пользование инфраструктурой, получая таким образом дополнительную прибыль», — указали в компании. Там утверждают, что незаконно размещенные линии связи демонтируются только после нескольких безуспешных попыток их узаконить.