Кандидат на пост главы НАСА Айзекман назвал астронавта на Марсе главной целью

Предприниматель Джаред Айзекман, претендующий на должность главы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), назвал приоритетом "отправку американских астронавтов на Марс". 42-летний миллиардер и глава компании, специализирующейся на электронных платежах, который сам дважды летал в космос на кораблях копании SpaceX, выступил на слушаниях в профильном комитете сената США. Он рассказал законодателям, как намерен расставить акценты для ведомства в случае утверждения его кандидатуры.

Кандидат на пост главы НАСА Айзекман назвал астронавта на Марсе главной целью
© Российская Газета

С одной стороны, озвученный предпринимателем приоритет по освоению Марса неудивителен, ведь президент США Дональд Трамп даже в своей инаугурационной речи заявлял о планах высадки астронавтов на "красную планету". Вместе с тем в последние годы главной для НАСА считалась лунная программа Artemis, на которой Трамп делал акцент на первом сроке (2017-2021). Ее центральные элементы - сверхтяжелая ракета SLS, корабль Orion и база Gateway на орбите Луны. SLS в 2022 году уже совершила первый тестовый полет. Следующие пуски планируются как пилотируемые: в 2026 году Orion с астронавтами на борту должен облететь Луну, а в 2027 году планируется их высадка на поверхность земного спутника. Далее по программе - создание базы на Луне.

Американские споры о Луне и Марсе - это не только про престиж в космической гонке, но и про огромные деньги

Иными словами, программа Artemis в деталях разработана, расходы на ее реализацию запланированы. А вот марсианской программы у НАСА нет. Очевидно, что денег на ее разработку и реализацию может потребоваться немало, ведь даже по одной только продолжительности полета видна огромная разница между перспективами освоения этих двух небесных тел: путь до Луны занимает несколько дней, до Марса - около полугода. Но где взять финансирование в условиях, когда администрация Трампа стремится к урезанию госрасходов, включая космическое ведомство?

Как указывает телеканал CNN, эксперты не исключают, что приоритет на Марсе может привести к изменениям или сокращениям в лунной программе. Законодателей, от которых во многом зависит финансирование инициатив НАСА, этот сдвиг заметно встревожил. Сенатор-республиканец Тед Круз, например, на слушаниях выражал мнение, что ведомству следует сохранить приоритет на лунной программе. "Лунная миссия должна состояться во время президентства Трампа, а иначе Китай опередит нас там и первым построит базу", - тревожился Круз. Для наглядности он даже показал постер с вопросом "Каким будет 2030 год?", на котором слева и справа картинки высадки американских и китайских астронавтов на Луну. Причем на половинке с китайским флагом поверхность спутника Земли выкрашена в красный цвет, видимо, для пущей тревожности. Впрочем, несмотря на некоторую карикатурность слушаний, посыл понятен: США стремятся быть первыми ради того, чтобы потом устанавливать правила игры.

Но спор идет не только из-за престижа и установки флагов, а из-за больших денег. Айзекман инвестировал миллионы долларов в компанию SpaceX, принадлежащую Илону Маску. А тот, в свою очередь, вложил до 260 миллионов долларов в предвыборную кампанию Трампа и стал одним из его наиболее влиятельных советников, занимаясь теперь оптимизацией госструктур. Не исключается, что смещение внимания главы Белого дома с Луны на Марс произошло как раз под воздействием Маска, ведь тот сделал главной целью SpaceX именно пилотируемый полет на "красную планету". На прошлой неделе предприниматель написал в соцсети X: "Остановка на Луне просто замедляет покорение Марса".

SpaceX в последние годы стала одним из ключевых подрядчиков правительства США в космической сфере. Критики Маска считают, что он заинтересован использовать свое нынешнее положение для дальнейшего выдавливания традиционных подрядчиков НАСА и подталкивания ведомства к максимальной опоре на SpaceX при реализации американских космических программ, включая перераспределение 25-миллиардоного бюджета ведомства в пользу марсианской программы.

Так, к ракете SLS, разработанной Boeing и другими компаниями для программы Artemis, уже возникало немало вопросов. Ее разработка сильно затянулась, а расходы на нее многократно превысили планировавшиеся. И даже когда первый полет SLS прошел успешно, критики отмечали, что ракета успела морально устареть и в будущем может уступить по стоимости пусков разрабатываемой в SpaceX сверхтяжелой ракете Starship. Нельзя исключать, что Маск не прочь выдавить SLS из лунной программы. Айзекман на слушаниях хотя и заявил об отсутствии планов менять программу Artemis, но признал, что не видит долгосрочной перспективы для SLS в полетах как на Луну, так и до Марса.

На слушаниях конгрессмены пытались понять, насколько Айзекман способен проводить самостоятельную линию в государственных интересах НАСА, а не коммерческих целях SpaceX. Тот пытался сгладить углы и отвечал законодателям в том духе, что речь не обязательно идет о бинарном выборе: Луна или Марс. Когда законодатели поинтересовались, хватит ли текущего бюджета НАСА на обе программы и поддержание научных исследований, он ответил двояко: "Надеюсь, что да. НАСА было создано, чтобы делать невозможное". Айзекман, называя главной целью Марс, заявил, что "попутно неизбежно появятся возможности для возвращения на Луну и определения выгод для науки, экономики и национальной безопасности от сохранения присутствия на ее поверхности".