Подготовлены поправки в УК, признающие цифровую валюту имуществом

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, признающую криптовалюту имуществом в рамках расследования уголовных дел. Соответствующие поправки предложено внести в УК и УПК.

Подготовлены поправки в УК, признающие цифровую валюту имуществом
© Российская Газета

Как рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект разработан в целях снижения рисков, связанных с оборотом и использованием цифровой валюты в преступной деятельности. По его словам, сегодня уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не содержат прямого указания на статус цифровой валюты, что осложняет расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с использованием такой валюты.

Действия следователя будут зависеть от того, в каком виде хранится цифровая валюта - в так называемом горячем или холодном кошельке. Но в любом случае валюта будет изъята

"В целях устранения возникающих на практике проблем предлагается законодательно предусмотреть, что цифровая валюта признается имуществом для целей Уголовного кодекса, а также Уголовно-процессуального кодекса", - сказал Владимир Груздев.

Помимо прочего, законопроект дополняет УПК специальной статьей, которая регламентирует действия следователя в тех случаях, когда в ходе предварительного расследования выявляется цифровая валюта, подлежащая изъятию и признанию вещественным доказательством.

Владимир Груздев рассказал, что при этом предусматривается возможность выбора нескольких мер в зависимости от того, в каком виде хранится цифровая валюта - в так называемом горячем или холодном кошельке. "Например, следователь сможет изъять материальный носитель, содержащий цифровую валюту или коды доступа к ней. Другой вариант: в случае хранения цифровой валюты в "горячем" кошельке следователь сможет перевести ее на адрес-идентификатор, позволяющий обеспечить ее сохранность. Изъятие будет осуществляться с участием специалиста, а порядок перевода устанавливается правительством Российской Федерации", - пояснил председатель правления АЮР.

Он напомнил, что принятый в 2020 году закон ввел в наше правовое поле легальное определение цифровой валюты.

"При этом технологическая нейтральность определения позволяет распространять его на случаи обращения криптовалют, а также на обращение цифровых валют, выпускаемых в информационных системах, построенных на принципе распределенного реестра либо на иных технологических принципах. Формально законодатель не признал цифровую валюту имуществом. Однако при этом допускается, что для отдельных специально регулируемых сфер цифровая валюта может рассматриваться как имущество. Например, в уголовно-правовой сфере в целях противодействия преступности, безусловно, необходимо приравнять криптовалюты к имуществу. Также отмечу, что арест и конфискация в том числе направлены на возмещение ущерба. Следует обсудить вопрос о порядке компенсации посредством цифровой валюты ущерба, оцененного в валюте, подверженной колебаниям", - резюмировал Владимир Груздев.