«Давайте придумаем коллаб!»: как разрекламировать научное-популярное мероприятие

11 апреля в Москве стартовал Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. На сессии «Давайте придумаем коллаб!» эксперты в области продюсирования и создания научно-популярного контента обсудили стратегии продвижения мероприятий, медиа и привлечение аудитории к науке. Также на форуме были представлены новые проекты по популяризации российской науки — агрегатор научной информации InScience.Pro и Национальная научная сеть. О том, как попасть в телевизионный сюжет, сделать популярное мероприятие и распространить исследование в Интернете, — читайте в нашем материале.11–12 апреля в Москве проходит Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. Представители государства, науки и медиа и других сфер обсуждают продвижение науки в социальных сетях, создание мероприятий и развитие научного искусства.Как организовать научно-популярное мероприятиеВ первый день работы форума в парке «Зарядье» прошла сессия «Давайте придумаем коллаб! Коммуникация и PR: эффективные стратегии продвижения мероприятий, работа с медиа и использование социальных сетей для привлечения аудитории». Модератором стал Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера».Павел Сиротов, начальник отдела популяризации науки и технологий Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Минобрнауки России, назвал пять инструментов для создания популярного научного мероприятия. На первом месте — концепция и ее освещение; она позволит нативно доносить смысл мероприятия даже через название и обеспечить его узнаваемость. Затем — аудитория; продвигая проект среди молодежи, стоит использовать сленг и мемы, а со старшими делать упор на экспертность.Следующим инструментом Сиротов назвал партнеров — экспертов, больших и локальных блогеров, предприятия. Их можно сделать не только подрядчиками, но и амбассадорами, продвигающими мероприятие. Подобным образом работает четвертый инструмент — работа со СМИ через информационные поводы и сюжеты.«Удивляйте форматами — главное здесь не рассказать, а вызвать эмоции и интерес», — отметил Павел Сиротов.Партнеры в популярной наукеАртем Жаров, операционный руководитель Комьюнити VK Авторы, дал взгляд на продвижение научно-популярных мероприятий со стороны социальных сетей. В онлайне существует много форматов, через которые организаторы могут привлекать аудиторию — чат-боты, UGC-челленджи в коротких и длинных форматах видео, где пользователи создают и публикуют контент на заданную тему. В офлайне — продвижение фестивалей. Так, VK выступает технологическим партнером Всероссийского фестиваля науки НАУКА 0+, в рамках которого ученые из разных университетов могут проводить лекции, мастер-классы и представлять собственные экспо-зоны. Кроме того, совместно с исследователями компания транслировала лекции для школьников по всей стране — с поддержкой партнеров, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова, программа получила большой охват. Научно-популярные проекты VK ориентированы и на взрослую, и на детскую аудиторию, поэтому в них могут участвовать исследователи в разных областях.Руководитель проектов «Научная вселенная», «Билет в Арктику» и партнер Бюро Up, Ольга Моисеева подчеркнула важность работы с партнерами в подготовке научно-популярных программ. Так, благодаря гранту Минобрнауки и технической поддержке VK появился проект «Билет в Арктику», рассказывающий об арктических профессиях и перспективах работы в этом регионе. Школьники смогли в игровом формате познакомиться с арктическими компетенциями. Помимо этого, для продвижения мероприятий необходимо следить за трендами и тем, что может откликнуться аудитории. Например, в проекте «Ледокол Знаний» специалисты сняли ролик с популярной технологией «бесконечного» увеличения кадра — он получил огромное внимание при нулевом рекламном бюджете. По словам Моисеевой, молодежь активно интересуется наукой — вопрос только в том, как говорить с аудиторией на одном языке и использовать ее технологии.СМИ — на полевые работыКристина Саблина, руководитель дирекции продюсирования АНО «Национальные приоритеты», рассказала об ученых, получивших внимание СМИ. Среди них — биолог Денис Аксенов-Грибанов, выращивающий черные трюфели в Ботаническом саду Иркутского государственного университета, и ведущий научный сотрудник Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова Наталья Черкашина, защищающая космонавтов от радиации и воспитывающая троих детей. Саблина подчеркнула, что сюжеты об исследователях были сделаны на охватных федеральных каналах бесплатно. Для попадания в СМИ достаточно подобрать повод и дать то, что интересно и аудитории, и самому ученому.Григорий Тарасевич рассказал о том, как журнал «Кот Шредингера» взаимодействует с вузами и научно-образовательными организациями. Например, совместно с Институтом океанологии РАН журнал объединил все инструменты морской науки на одной странице и рассказал о них в доступной форме, а с Институтом астрономии РАН и Институтом медико-биологических проблем РАН — придумали и провели проектную игру для школьников по построению базы на Луне. По словам Тарасевича, у ученых есть эффективный инструмент привлечения внимания СМИ — полевые работы. На них можно позвать журналистов и популяризаторов науки и получить достоверные сюжеты об исследованиях. Кроме того, практически в каждом университете есть подборки фотографий микроструктур, которые могут привлечь молодое поколение своей детальностью и уникальностью.Николай Подорванюк, генеральный директор научного проекта «Ломоносов» и главный редактор научно-популярных порталов Indicator.Ru и InScience.News., представил два новых проекта по популяризации науки в России. Первый — платформа InScience.Pro, на которой отечественные ученые могут публиковать материалы о своих открытиях. Основное преимущество агрегатора в том, что он сделан на блокчейне — в будущем это позволит децентрализовать платформу, верифицировать пользователей и бороться с фейками, а также собирать финансирование на исследования прямо на площадке.Второй инструмент — «Национальная научная сеть», созданная при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Благодаря нему партнеры могут обмениваться новостями: каждый участник размещает на своем сайте баннер, на который транслируются новости других организаций. Так ученые получают как минимум один дополнительный способ распространения исследований.Обсуждения экспертов свелись к тому, что наука может быть интересной, если правильно о ней рассказать — достаточно найти формат, который понравится конкретной аудитории. С помощью поддержки государства и современных технологий ученые смогут сделать науку популярной и доступной.

«Давайте придумаем коллаб!»: как разрекламировать научное-популярное мероприятие
© InScience