Государство, бизнес и АНО: откуда взять деньги на популяризацию науки

11 апреля в Москве начался Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. На сессии «Откуда взять деньги? Механизмы финансирования активностей популяризации науки» эксперты из государственной сферы и просветительских организаций обсудили, как вести научпоп-деятельность с помощью грантов и конкурсов. О том, как получить финансирование от общества «Знание», какая аудитория у научного контента и какие особенности у грантов Минобрнауки, читайте в нашем материале.11–12 апреля в Москве проходит Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. В парке «Зарядье» эксперты обсуждают популяризацию науки в России, адаптацию мероприятий под культурные особенности регионов и эффективные стратегии привлечения молодой аудитории.Как получить грант от МинобрнаукиФорум открыла сессия «Откуда взять деньги? Механизмы финансирования активностей популяризации науки». Модератором стал Николай Подорванюк, генеральный директор научного проекта «Ломоносов» и главный редактор научно-популярных порталов Indicator.Ru и InScience.News. Будучи научным сотрудником, он сам сталкивался с отсутствием контактов между учеными. Такая же ситуация в сообществе популяризаторов науки: часто они работают в одиночку, словно в мыльных пузырях. Объединения и совместные проекты могли бы дать сильный толчок для развития просвещения в стране, но на это нужны деньги.Али Асадов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Минобрнауки России, рассказал о том, как Министерство поддерживает популяризаторов науки. Основной механизм — конкурсы авторов контента с финансированием 2,7 миллионов рублей и организаторов массовых научных мероприятий, получающих до 30 миллионов рублей. Оба гранта направлены на то, чтобы поддержать новые идеи и инициативы, направленные на распространение научных знаний.В этом году Минобрнауки ужесточило требования — сократило перечень разрешенных юридических лиц и увеличил показатели внебюджетного финансирования с 20% до 40%. Несмотря на это, количество заявок на гранты уменьшилось незначительно — по словам Асадова, разница с прошлым годом составила не более 10%. В будущем Министерство планирует отрегулировать правила конкурса и повысить средний уровень заявки. Кроме того, ученые могут найти финансирование в бизнесе — если получится найти тему, которая интересна компании, она вложится в популяризацию в меру своих возможностей.На кого ориентироваться в популяризации наукиО том, как ученые могут получить деньги с помощью сотрудничества с другими организациями, рассказала Ирина Карих, заместитель генерального директора по развитию Российского общества «Знание». У общества есть целый набор форматов — оплачиваемые лекции от молодых и состоявшихся ученых, конкурс «Знание.Лектор», где исследователи могут получить до 500 тысяч рублей на свою деятельность. Кроме того, в «Знание» можно подать проект мероприятия по популяризации науки в школе — общество даст на него от 200 тысяч до 2 миллионов рублей. Если ученый хочет рассказать о своей деятельности детям и молодежи, «Знание» в этом поможет.Евгения Данильченко, директор по связям с государственными органами АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), объяснила, как организация начала популяризировать ученых с момента объявления Десятилетия науки и технологий в стране. По словам Данильченко, АНО подошло к решению задачи изнутри — спрашивала у представителей государственных органов, какие форматы и направления контента им нужны, какая целевая аудитория проекта предполагается. Оказалось, что ответов на эти вопросы практически нет, поэтому пришлось их вырабатывать совместным путем. Так появились 4 целевые аудитории научно-популярного контента — школьники до 8 класса, еще не определившиеся со своим будущим, мамы и бабушки этих детей, студенты 1–2 курсов, сомневающиеся в выборе, и молодые ученые до 35 лет. Контент, направленный на молодых ученых, должен поддерживать их в становлении управленцами в этой сфере.Просвещение молодежиМария Милкина, главный специалист отдела грантовой поддержки Российского движения детей и молодежи «Движение первых», представила новый проект — «Первые в науке», организованный при поддержке Курчатовского института, Минпросвещения и Минобрнауки. Проект ориентирован на просвещение детей и молодежи. Кроме того, у Движения есть свой ежегодный конкурс — в нем могут принимать участие практически все юридические лица, в том числе школы, детские сады, АНО и другие организации. Максимальный размер гранта — 10 миллионов рублей. Милкина отметила, что инициатива участников должна идти на популяризацию науки, а не на разработку исследований.Возможностей для финансирования научно-популярного контента становится все больше — от государственных грантов до корпоративной поддержки и конкурсов просветительских организаций. Однако сами по себе деньги не решают проблему. Чтобы наука действительно стала «для всех», популяризаторам важно разрабатывать качественные, совместные проекты на нужную аудиторию — только тогда научное знание сможет стать частью повседневной жизни.

Государство, бизнес и АНО: откуда взять деньги на популяризацию науки
© InScience