Ирина Гордина рассказала о возможностях развития аграрных университетов

Научно-проектная сессия «Новые модели профессионального образования в парадигме кадровых потребностей сельских территорий и малых городов» прошла в Российской академии образования в Москве, соорганизаторами выступил Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского (РГУНХ) и экспертно-аналитический цент «Научно-образовательная политика».

Ирина Гордина рассказала о возможностях развития аграрных университетов
© РБК Компании

Ключевые аспекты развития образовательной повестки для сельских территорий и малых городов обсудили заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, вице-президент РАО Виктор Басюк, ведущие эксперты, представители вузов и бизнеса.

На сессии участники рассмотрели вопросы формирования непрерывной модели подготовки кадров, отвечающей на запросы сельских территорий и малых городов, обсудили совершенствование приоритетных направлений развития государственной научно-образовательной политики для кадрового обеспечения территорий страны и другие аспекты.

«Сегодня под руководством Минсельхоза России проводится масштабная работа по модернизации аграрного образования, в различных регионах активно создаются агротехнологические классы, крайне важно соотнести эти тенденции с изменениями в системе профессионального образования», — подчеркнула ректор РГУНХ имени В.И. Вернадского, профессор Елена Певцова.

Заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина рассказала о работе платформы Modeus, которая поддерживает индивидуальные образовательные траектории практически 70 тысяч студентов в крупнейших вузах на технических и гуманитарных специальностях.

«Мы очень надеемся, что аграрные вузы тоже к нам присоединятся, потому что вопрос мотивации студентов для них является ключевым. Мы знаем, что ребята поступают в аграрные университеты либо по душевному своему расположению (их малая часть), если они приезжают из сельской местности и хотят в нее вернуться высокооплачиваемыми специалистами, либо ребята, которые хотят получить «какое-то» высшее образование, но не очень понимают, возьмут ли их куда-то еще. Что происходит дальше? Дальше за время обучения они либо себя находят у партнеров вуза, либо трудоустраиваются не по специальности и не в аграрный сектор — и цифры этих потерь выше, чем трудоустройство не по специальности в среднем по отраслям, — отметила Гордина. — Здесь мы видим несколько путей решения проблемы: один из них — это внедрение гибких образовательных, очень практикоориентированных моделей, когда в образовательный процесс включаются и технологические партнеры, и промышленные партнеры, а обучение происходит, например, непосредственно на территории — в современных агрокомплексах».

Платформа позволяет включать и внеучебную деятельность самые разные типы учебных встреч в комплексный образовательный процесс, в том числе решает проблему мобильности преподавателей, то есть преподавания в нескольких университетах, удобства графиков для специалистов-практиков, и мобильности студентов, когда перемещения происходят в удобное для всех время и место.

«Всем этим мы умеем очень хорошо управлять, поэтому какую бы образовательную модель не выбрали вузы (или в нашем случае, что очень важно для агровузов, это сетевые модели, когда происходит обмен и контингентом, и преподавательским составом), мы способны это удерживать, — подчеркнула Ирина Гордина. — Что еще важно — это развитие дополнительного профессионального агрообразования для уже взрослых людей. Здесь ресурс агрокомплекса огромный — профессия второго выбора. Когда люди в возрасте 40−50 лет с детьми понимают, что они не хотят жить в городе, они не вписываются в цифру или не хотят соответствовать тому ритму, который задает городская жизнь — они готовы освоить нечто новое и уехать за экологией и размеренностью».