Иван Вагнер сейчас находится во второй в его карьере космической экспедиции, которая стартовала 11 сентября 2024 года. Космонавт известен любовью к фотографии и за прошедшие месяцы поделился с читателями ТАСС множеством великолепных кадров. В числе объектов, попавших в объектив Вагнера, — кратер Маникуаган в канадском Квебеке, Великая Китайская стена, Уральские горы и многое другое. "Наблюдая за нашей планетой, за окружающим околоземным пространством, невольно хочется запечатлеть эту красоту и поделиться ею с людьми. Именно поэтому многие космонавты снимают с орбиты и делают это с большим удовольствием. Наверное, фотосъемка — одно из самых распространенных наших занятий в свободное время", — говорит космонавт.
Неуловимый Мачу-Пикчу
На российском сегменте МКС фотокамеры представлены исключительно линейкой Nikon — D5, D850, Z9. "Снимаю всеми. Например, камера D5 хороша для ночной съемки подстилающей поверхности Земли — городов или ночных таймлапс-видео населенных пунктов в боковые иллюминаторы — из-за более высокого диапазона чувствительности матрицы. А у Z9 появился комбинированный автофокус по фазе и контрасту, что облегчает работу с фокусным расстоянием в 1 600 мм. Также есть возможность увеличить изображение в окуляре и на экране при ручной фокусировке, поэтому его хорошо использовать для съемки мелких объектов на Земле и планет", — рассказал Вагнер, уточнив, что на пленку в космосе сейчас не снимают.
Кроме того, космонавт назвал свой личный топ земных объектов для съемки из космоса. "Я очень люблю снимать следы древних цивилизаций. Это очень мелкие объекты, такие как древний полиэтнический город-государство Теотиуакан в Мексике, пирамиды Египта или руины Вавилона. Таких объектов много. В их числе Мачу-Пикчу в Перу и Тадж-Махал в Индии. Такие объекты больше всего привлекают внимание, однако их сложно фотографировать и не всегда можно найти. Допустим, Мачу-Пикчу мне за полгода еще ни разу не открылся. Его можно сфотографировать, только когда практически идеальная погода", — рассказал он.
Вагнер также перечислил самые распространенные объекты, которые больше всего привлекают внимание космических фотографов. "Это геологическое образование Ришат в Сахаре, пирамиды Гизы, Эверест, Эльбрус. Безусловно, Патагония и Камчатка, Карибский бассейн, Багамские острова", — говорит он.
Космонавт отмечает, что сам процесс фотосъемки на борту МКС имеет ряд особенностей и сложностей. В первую очередь эти нюансы обусловлены орбитой, на которой располагается станция: от 390 до 420 км над уровнем моря. "Фотосъемка в космосе делится на несколько видов. В первую очередь, это фотографирование внутри станции, чем мы занимаемся ежедневно для фоторегистрации той или иной выполненной работы для специалистов на Земле и их понимания происходящего. Однако на борту МКС можно также осуществлять и внутреннюю художественную съемку, что и делают некоторые космонавты", — рассказывает спецкор ТАСС.
Вагнер признается, что его излюбленное занятие и хобби — фотосъемка в иллюминаторы МКС. "Это самое интересное, что можно показать и рассказать с МКС. Речь идет о снимках подстилающей поверхности Земли, также съемке в боковой иллюминатор созвездий, конструкции станции, рассветов или закатов. На процесс очень сильно влияют условия освещения — дневная ли сторона или ночная, а также баллистические условия", — отмечает космонавт.
Орбита станции расположена под углом 51,6 градуса по отношению к земному экватору. Именно от наклонения орбиты зависит, какие регионы Земли видно хорошо, а какие — нет. Соответственно, этот фактор весьма ограничивает возможности космических фотографов, и именно из-за него они не могут себе позволить снимать, например, приполярные и полярные регионы.
Закаты и рассветы
Вагнер отмечает, что чаще всего космонавты с борта МКС фотографируют околоземное космическое пространство. "Это закаты, рассветы, конструкция станции — все это потрясает своей красотой и всегда нравится читателям. Однако здесь нужно уметь работать с техникой и настройками, поскольку условия освещения меняются очень быстро — от полной темноты ночью до яркого рассвета и сильного дневного солнечного света на борту МКС проходит буквально несколько минут. Соответственно, каждый раз нужно менять настройки, понимать, как ты работаешь, что и когда снимаешь", — говорит Вагнер.
Также наиболее частым объектом для космической фотосъемки является подстилающая поверхность Земли — верхний слой земной коры, которая покрывает большую часть поверхности планеты. Космонавты на борту МКС реализуют целую серию научных экспериментов, которые подразумевают активную фотосъемку поверхности Земли. В их числе эксперимент "Дубрава", направленный на мониторинг лесных экосистем, а также "Ураган" для выработки требований к наземно-космической системе предупреждения катастроф, в ходе которого космонавты снимают ледники. "В рамках проведения научных экспериментов мы много фотографируем, а также предоставляем материалы ученым, институтам для осуществления ими научной деятельности или предупреждения каких-либо опасных явлений на планете", — отмечает Вагнер.
Внутренней фотосъемкой космонавт занимается нечасто и лишь тогда, когда она необходима для рабочего процесса. "Этот вид съемки меня не очень увлекает, но необходим для регистрации факта выполнения работ или решения каких-либо вопросов с Землей. Здесь нюансы связаны в основном со светом, потому что иногда приходится фотографировать за панелями станции со вспышкой, иногда — в темных местах со вспышкой", — говорит он.
Астрофотография с орбиты
В последнее десятилетие возможности фототехники стали позволять снимать глубокий космос не только в обсерваториях, но и, условно говоря, обычной "зеркалкой" на даче. На Земле направление, касающееся съемки планет, созвездий, туманностей, звездных скоплений, галактик, называют астрофотографией. Космонавты также активно занимаются этим видом съемки. Однако, как ни удивительно, даже с борта МКС сфотографировать можно далеко не все.
"К примеру, в декабре 2024 года я сфотографировал Сатурн. Как мы теперь понимаем, скорее всего, с борта МКС эта планета была сфотографирована впервые. Просто потому, что это стала позволять техника. Кроме того, не менее важно в ходе съемки в принципе найти тот или иной объект и понять, в какой иллюминатор его можно сфотографировать. В ходе экспедиции я также делал фотографии Марса, Венеры, Юпитера со спутниками", — рассказывает Вагнер.
Российский космонавт отдельно отмечает помощь, которую ему оказал астронавт НАСА и по совместительству фотограф Дон Петтит. "Дон привез на МКС механизм, сделанный из часового механизма, который отрабатывает обратное вращение у станции. И если механизм правильно сориентировать по осям станции и направить, он может частично компенсировать вращение звездного неба в иллюминаторе. Таким образом можно использовать более длительную выдержку и получать более интересные кадры", — говорит Вагнер.
По словам спецкора ТАСС, он использовал установку Петтита в течение месяца, снимал созвездия, туманности, отдельные галактики. "Поэтому Дон очень помог мне при фотосъемке", — делится космонавт.
16 витков за сутки
Кроме того, на космическую фотосъемку влияет смещение витков орбиты. "Пока станция за полтора часа делает один виток вокруг Земли, планета тоже вращается вокруг своей оси. За сутки мы делаем 16 витков и, таким образом, пролетаем над 16 различными точками по долготе, видим различные уголки нашей планеты за одни только сутки. Но поскольку Земля вращается, то в определенный момент мы пролетаем над определенным объектом в дневное время, а через месяц мы над тем же объектом будем летать только ночью, а еще через месяц — утром. То есть примерно за два месяца проходит полный цикл", — рассказывает Вагнер.
По его словам, эти нюансы очень влияют на возможности фотосъемки. У космонавтов есть лишь месяц на то, чтобы сфотографировать объекты, находящиеся на северной или южной широте. "Чем ближе к экватору, тем проще. Там есть как восходящие, так и нисходящие витки. И там вот такая цикличность не так сильно проявляется. Поэтому, например, Россию можно снимать месяц через месяц", — говорит космонавт.
Погодные условия — еще один фактор, влияющий на космическую фотосъемку. Космонавт может целый месяц находиться в ожидании того, чтобы станция начала летать над определенной частью Земли в дневное время. А когда настанет заветный день, вполне может оказаться, что нужный объект закрыт тучами. "Именно такая ситуация произошла в октябре 2024 года с территорией России. Практически все это время северная часть нашей страны была затянута облаками в связи с осенним периодом. А когда сильная облачность, то что-либо найти, опознать и отснять очень сложно. Да и качество кадров не радует", — говорит Вагнер.
Из иллюминаторов на борту МКС можно наблюдать поверхность Земли диаметром примерно 1 000 км. "Естественно, на этой поверхности Земли нет ни названий, ни границ, ни каких-то точек, как мы привыкли видеть на картах. Это просто реки, озера, леса, поля, горы, океаны. И надо уметь находить то, что хочешь сфотографировать, особенно если это очень мелкий объект. Нужно уметь ориентироваться, очень хорошо знать географию, разбираться в картах. Уже потом, увеличив кадр, можно на компьютере увидеть, попал ты или не попал, нашел объект или же нет. Это непросто", — рассказывает Вагнер.
Ограничения по времени съемки — еще один серьезный фактор, влияющий на работу космических фотографов. Так как МКС летит с первой космической скоростью на высоте 400 км, то в поле зрения космонавтов объект находится максимум минуту, а зачастую и меньше. "Соответственно, за минуту нужно успеть опознать объект, найти его на поверхности, навестись туда фотоаппаратом и сфотографировать. При этом снимок должен получиться качественным. Поэтому фотосъемка подстилающей поверхности Земли имеет свои особенности и сложности, которые приходится преодолевать и много учиться", — говорит космонавт.
Спецкор ТАСС осуществляет очень много фотосъемок в северный боковой иллюминатор станции, пытаясь поймать в объектив родные регионы — космонавт Вагнер родом из Архангельской области — и многие другие северные объекты. "Практически у меня получалось достать до Соловков и Приполярного Урала. Лучше всего, конечно, [получаются] горы, поднимающиеся над горизонтом. Потому что чем ближе к горизонту, тем сильнее дымка от атмосферы Земли и объект начинает потихоньку сливаться с горизонтом", — рассказывает космонавт.
Обучение в ЦПК
Обучению фотосъемке уделяется большое внимание в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина. "В ходе специальных полетов на самолете-лаборатории моделируется бег подстилающей поверхности Земли. Высота полета самолета — 9 км, поэтому можно создать близкие условия. В ходе подготовки к космическому полету мы часто летаем и фотографируем различные объекты", — отмечает Вагнер. Также на базе ЦПК проводится обучение на специальном тренажере, где моделируется Земля. "Мы сидим с фотоаппаратом у иллюминатора, ищем объекты, наводимся по ним и фотографируем. Этот уникальный тренажер, реализованный в ЦПК, очень сильно помогает нам научиться ориентироваться на поверхности Земли", — рассказывает космонавт.
Кроме того, в ходе подготовки космонавтов обучают работать с фототехникой, чтобы процесс фотосъемки производился грамотно и со знанием дела. "Я пришел в отряд космонавтов Роскосмоса человеком, который как любитель фотографировал на мыльницу какие-либо места в ходе путешествий. С тех пор было пройдено немало часов фотоподготовки, курсов по опознаванию поверхности Земли, а также фотографированию подстилающей поверхности планеты — визуально-инструментальное наблюдение", — отмечает Вагнер.
Помимо этого, в рамках подготовки к космическим экспедициям космонавты проходят обучение в планетарии ЦПК, где моделируется звездное небо. Там космонавты учатся ориентироваться по звездам, но могут также учиться фотосъемке и изучать технические настройки, требуемые для астрофотографии. "Нами даже был разработан курс для подготовки к съемке звездного неба, и любой космонавт может при желании и возможности его пройти. Отдельное спасибо инструкторам ЦПК им. Гагарина, которые нас учат. Без них мы, безусловно, не смогли бы столь качественно осуществлять съемку на орбите", — подчеркивает космонавт.
Вагнер также рассказал, что специальная логистическо-навигационная программа позволяет космонавтам ориентироваться на поверхности Земли. В программе при помощи заданных координат рассчитывается пролет над тем или иным объектом. "Но, чтобы туда забить координаты, их нужно знать. И нужно знать об этом объекте. Поэтому подготовку к съемке многих объектов я начинаю еще на Земле — заранее читаю, изучаю, нахожу координаты и совместно с инструкторами ЦПК им. Гагарина готовлю данные для последующей загрузки в навигационную программу", — отмечает он.
Екатерина Адамова