Упали с высоты 192 км. Как космонавты Лазарев и Макаров выжили после нечеловеческих нагрузок в 20g
Ранее Василий Лазарев и Олег Макаров уже состояли в одном экипаже. В 1973 году они покидали Землю на «Союзе-12». Во время полёта они проводили испытания спасательных скафандров «Сокол». В космосе Лазарев и Макаров пробыли двое суток.
Второй полёт космонавтов продолжался всего 21 минуту и 27 секунд. Запуск прошел в штатном режиме и на 261 секунде все ждали отделения второй ступени ракеты. Однако этого не случилось, и в ситуацию вмешалась судьба. Ракету стало раскачивать, после чего сработала система аварийного спасения экипажа
Возвращаемый аппарат, в котором находились Лазарев и Макаров, был отстрелен, а его спуск проходил в неуправляемом режиме. На успешность приземления Макаров и Лазарев никак не могли повлиять.
После приземления космонавты, испытавшие запредельные перегрузки, первым делом начали жечь полетную документацию — так предписывала инструкция.
Связи с ЦУПом у Лазарева и Макарова не было, из-за чего они не могли определить, на территории какого государства находятся.
Случившееся долго находилось засекреченным. Длительное время эксперты не могли ответить на вопрос, что стало причиной аварии, которая чуть не стоила жизни двух профессионалов.
Анализ падения показал, что космонавты падали с высоты 192 километра. Во время внештатной ситуации Макаров и Лазарев испытали перегрузки, которые достигали от 21 до 26 g. В какой-то момент космонавты даже теряли зрение и были в шаге от полной остановки сердца. При этом серьёзных травм мужчины не получили.
Опытные специалисты отмечают, что в центрифуге, через которую проходят все космонавты при подготовке, максимальная нагрузка составляет 30 единиц. Однако касается она, чаще всего, техники, проходящей через воздушные слои на высокой скорости. Для человека реальные показатели в разы меньше. Так, обычная подготовка космонавтов предполагает нагрузку в 3-5 единиц для головы и таза и максимум 8 единиц для груди и спины.
Чтобы понять, что такое перегрузка в 20g, необходимо умножить массу сердца человека в 20 раз. При этом оно должно сохранить свою способность в нормальном ритме перекачивать по телу кровь, которая в своей массе увеличилась на аналогичную цифру.
Аппарат, в котором находились Макаров и Лазарев, приземлился в горах Алтая. Однако приземление назвать мягким сложно. Сначала аппарат упал на землю, но, подскочив как мяч, прокатился по склону. После этого спускаемая капсула зацепилась стропой за большое дерево, росшее на склоне горы Теремок-3. На высоте 1200 метров от падения ее отделяло порядка двух метров.
Командир и бортмеханик ракеты смогли самостоятельно покинуть спасательный аппарат и освободиться от скафандров. После они переоделись в теплозащитные костюмы и разожгли костер. В качестве топлива выступил кусок теплозащиты, оторвавшийся от капсулы во время падения.
На следующий день Макарова и Лазарева обнаружили спасатели. Поисковая операция началась почти сразу после отстрела спасательной капсулы, однако сложные природные условия не позволили спасателям сразу приступить к спасению космонавтов. С угрозой для собственной жизни спасатели выполнили поставленную перед ними задачу.
После случившегося Олег Макаров еще дважды принимал участие в полётах. Новый случился в ноябре 1980 года. Задачей экипажа, в который входили командир Леонид Кизимов и космонавт-исследователь Геннадий Стрекалов, была состыковка со станцией «Салют-6». Это был первый космический полет с экипажем из трёх человек. После успешно выполненной задачи мужчины оставались на станции ещё 11 дней, а затем вернулись на Землю в штатном режиме.
Завершив карьеру космонавта, Олег Макаров занимался разработкой станции «Мир», трудился над ее усовершенствованием, а также был одним из участников космической программы «Буран».
Василий Лазарев после злополучного полёта также готовился к новым на станцию «Союз-6». Однако из-за нарушений в системе терморегуляции станции полет был отложен. В итоге Василий Лазарев отказался от карьеры космонавта и некоторое время продолжал службу в Вооружённых силах Советского союза.
Через пять лет Василий Лазарев был уволен в запас по состоянию здоровья, но работу в космической отрасли не бросил. Некоторое время он трудился в центре по подготовке космонавтов имени Юрия Гагарина, а затем — в обществе «Знание».
До полета на «Союзе 18-1» Василий Лазарев, как и Олег Макаров, изучал авиационную медицину и занимался испытанием спасательных скафандров «Сокол».
Эксперты в области космонавтики уверены, что именно опыт Лазарева и Макарова в области авиационной медицины и первый совместный полет на «Союзе 12» помогли им выжить после внештатной ситуации.
За полет командир и бортмеханик получили ордена Ленина за героизм. Сами космонавты во время вручения госнаград пошутили, что их заслугу отметили «по урезанному варианту».