Полотно фламандского живописца Яна Провоста «Мария во Славе» отреставрировали в Эрмитаже

Реставраторы Государственного Эрмитажа завершили реставрационные работы над картиной Яна Провоста «Мария во Славе. Это полотно считается жемчужиной хранящейся в Эрмитаже коллекции Нидерландской живописи XV - XVI веков. Картина была покрыта толстым слоем лака, что искажало оригинальный колорит.

Полотно фламандского живописца Яна Провоста «Мария во Славе» отреставрировали в Эрмитаже
© Мир24

Современное состояние полотна не позволяло оценить всю глубину авторского замысла и его цветовое решение — этому мешала пленка пожелтевшего и потемневшего лака.

Специалисты Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации применили важнейший принцип реставрации — «обратимость и возвращение памятнику авторского замысла. Реставраторы применяли такие материалы, которые, в случае необходимости, можно снять с поверхности полотна.

«После реставрации «Мария во Славе вновь обрела изысканное красочное звучание, а реставрационные работы открыли новые интересные детали в изображении фигур и пейзажа, сообщает портал «Культура Петербурга.

После реставрации на заднем плане картине стали отчетливо видны башни замка. Специалисты считают, что прототипом замка на картине мог быть французский остров-крепость Мон Сен-Мишель.

Основанием для этого предположения послужили детали биографии художника: Ян Провост посещал Францию и вполне мог любоваться этим островом. Кроме того, на картине рядом с замком изображен севший на мель корабль. Это также является косвенным доказательством справедливости гипотезы искусствоведов: в бухте Сен-Мишель отмечаются самые сильные на европейском побережье приливы и отливы.

Картина «Мария во Славе была написана в 1524 году для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана в Брюгге. В годы иконоборчества она чудом уцелела, поскольку оказалась спрятана за фальшстеной, где пролежала до конца XVIII столетия. Полотно нашли во время разбора руин собора. Картина получила повреждения, но была восстановлена и перенесена с дерева на холст. В 1850 году ее купили на распродаже коллекции короля Нидерландов Виллема II и привезли в Эрмитаж.

Картина Мария во Славе будет выставлена на экспозиции «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации, которая откроется в мае. После выставки картина будет доступна для просмотра в зале нидерландской живописи.

Ранее стало известно, что копия картины Гвидо Рени, хранящаяся во французском музее, может оказаться подлинником. На полотне изображены Аталанта и Гиппомен. Эта картина из музея изящных искусств города Либурн считалась поздней копией работы болонского художника. Картину нашли в ходе инвентаризации музея. Полотно привлекло внимание специалистов благодаря высокому качеству исполнения. Согласно архивным данным, картина была подарена музею неким частным лицом в 1949 году.