60 лет назад космонавт Алексей Леонов первым в истории шагнул в открытый космос
60 лет назад, 18 марта 1965 года, космонавт Алексей Леонов первым в истории шагнул в открытый космос. Находился там всего 12 минут 9 секунд. Но эти минуты перевернули все представления о возможно и невозможном.
Леонов покинул корабль через 1 час 35 минут после старта корабля "Восход-2". Выход начался на втором витке."Внимание! Человек вышел в космическое пространство!" - эти ликующие слова командира Павла Беляева передали все радиостанции мира. "Картинка" парящего на фоне Земли советского космонавта транслировалась по всем телеканалам.
В открытом космосе Леонов удалялся от корабля на расстояние до 5,35 метра, чего потом с фалом не делал никто. Это был триумф отечественной космонавтики. Однако мало кто тогда знал, что в полете у экипажа "Восхода-2" было несколько нештатных ситуаций. Если не сказать больше: на грани жизни.
- Есть вещи, которые мы проиграли на Земле, вплоть до различных аварийных ситуаций, - рассказывал Леонов в одном из интервью корреспонденту "РГ". - Но на некоторые вопросы, связанные, в частности, с гигантскими перепадами давления, заранее ответить нельзя - не те условия. Поэтому и возникли неприятности. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Наступил момент, когда у меня руки вышли из перчаток, а ноги - из сапог. Такое невозможно предусмотреть и проверить на Земле.
Ситуация критическая: космонавт не мог обратно втиснуться в люк шлюза. Советоваться с Землей? Некогда. Пришлось на ходу менять методику возвращения. В шлюз - не ногами, как планировалось, а головой. Но в шлюзе надо было развернуться, чтобы войти в корабль все-таки ногами. Внутренний диаметр шлюза - 1 м, ширина скафандра в плечах - 68 см. Пришлось попотеть: пульс подскочил до 190.
В прошлом году Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД) впервые в полном объеме опубликовал текст доклада Алексея Леонова о том историческом выходе. Доклад был сделан на госкомиссии 22 марта 1965 года - после полета. Раньше публиковались лишь его фрагменты.
Леонов в деталях рассказал о выполнении важнейшего космического задания. В частности, как открывался люк-лаз и шлюз, через который предстояло выйти в открытый космос. Шлюз выправился с "потрескиванием", как будто его что-то держало. "Выплывая" через него, космонавт зацепился сначала ранцем, а потом - манипулятором от камеры.
"В шлюзовой камере находиться было гораздо приятнее, чем в корабле. Там простор, я что хотел, то и делал. Первое впечатление, когда я вылез, развернулся, подумал, где же потолок?" - отметил Алексей Архипович.
В докладе описывается, как проверяли герметичность скафандра и перчаток, остекление гермошлема. Леонов признался, что обо что-то оборвал манипулятор фотоаппарата.
Вид из открытого космоса Леонов назвал грандиозной картиной. По его словам, корабль имел торжественный вид на фоне бесконечного простора. Кроме того, "Восход" был равномерно освещен, хотя предполагалось, что на нем будут тени и полутени.
Космонавт подробно рассказал, как из космоса выглядели Черное море и Кавказские горы. Пытался разглядеть какой-нибудь корабль, но не получилось…

В какой-то момент Леонов осмелел, резко дернул фал, и - понесся на "Восход". Чтобы не разбить шлем, выставил руку, "отпружинил" от корабля и начал вращаться.
Леонов рассказал о трудностях, с которыми он столкнулся при возвращении в шлюзовую камеру. Вернуться в корабль удалось не с первой попытки. Как описывает космонавт, за 20 минут работы в жестком скафандре он ослаб. К тому же решил сделать последний отход от корабля, чтобы постараться понять, почему его закручивает. Он предположил, что в будущем корабли будут оснащаться более длинными фалами и космонавты смогут отходить от кораблей в открытый космос на 150-200 метров.
Леонов сделал вывод о том, что проводить в открытом космосе монтажные работы можно, но слишком сложно в том скафандре, в котором работал он.
Содержалась в докладе и критика. Так, Алексей Архипович отмечал, что за время подготовки к полету не было разработано "нормальное оборудование" для съемки: "Было очень стыдно выходить с такой оптикой в космос. Просто несерьезно - эта маленькая фотокамера узкопленочная с жиденьким манипулятором".
Кстати, были замечания и по поводу состава носимого аварийного запаса для космонавтов, приземлившихся на Землю, и относительно работ поисково-спасательной команды…
"Алексей Архипович, что сегодня было бы для вас самым трудным при выходе в открытый космос?" - спросила я как-то у Леонова. На этот вопрос легендарный космонавт ответил так: "Самое сложное я уже преодолел. После этого все очень просто. Сейчас можно работать в скафандре 12 часов. "Теплосъем" уберегает человека от теплового удара. Чего у меня не было"…
В 2020 году "Роскосмос" впервые опубликовал другие рассекреченные исторические документы, которые посвящены первому выходу в открытый космос. Они свидетельствуют о том, какой колоссальный труд, причем в кратчайшие сроки, пришлось проделать ученым, разработчикам, конструкторам, инженерам и техникам.
Среди документов записки руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС, протоколы совещаний руководства ОКБ-1, различные отчеты и даже бортовой журнал космического корабля "Восход- 2". На каждом подписи, почти на каждом пометки от руки. И это делает их поистине бесценными.
Здесь, к примеру, записка в адрес ЦК КПСС, подписанная заместителем председателя Совета министров СССР по оборонным отраслям промышленности, председателем комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым и другими руководителями промышленности, поясняет назначение проекта "Восход" как этапа "отработки ряда элементов и узлов комплекса "Союз" с наименьшими затратами". Судя по этому документу, корабль 3КД (первоначальное наименование "Выход") для выхода человека в открытый космос задумывался и разрабатывался параллельно с первым многоместным кораблем 3КВ ("Восход").
А вот еще один документ, направленный в ЦК КПСС. В нем предлагается осуществить "в августе-сентябре (1964 года) пуск одного или двух кораблей "Восход" с манекенами на борту (подчеркнуто синим карандашом) с целью проверки работоспособности систем и агрегатов корабля и носителя, а в сентябре-октябре (1964 года) пуск пилотируемого корабля "Восход" с тремя космонавтами на борту (подчеркнуто синим карандашом). Экипаж корабля будет состоять из командира корабля, летчика-космонавта, и двух членов экипажа, врача и научного сотрудника".
Безусловно, огромный интерес вызывает бортовой журнал космического корабля "Восход- 2". Ценность, как отмечают специалисты, представляет не только содержание, но и оформление: он написан от руки, карандашом и авторучкой, содержит записи, которые были сделаны Леоновым и Беляевым в полете.
Однако не менее пристальное внимание и к разным отчетам по итогам полета корабля "Восход-2". Скажем, предварительный, но очень подробный технический отчет о функционировании систем космического корабля "Восход-2" в полете 18-19 марта 1965 года, подписанный Королевым 6 июня 1965 года. Или протокол заседания технического руководства по итогам полета космического корабля "Восход-2", где говорится о поиске причин отказа системы ориентации, которые привели к отмене первоначальной программы схода с орбиты и к посадке спускаемого аппарата в нерасчетном районе.
Это и подробный на 41 лист список особенностей работы отдельных систем и механизмов корабля, выявленный по итогам полета, с предложениями по устранению замечаний на следующих изделиях, утвержденный Королевым 8 июля 1965 года. И выписка из отчета экипажа о выполнении полета на космическом корабле-спутнике "Восход-2".
Документ, подписанный 23 апреля 1965 года командиром корабля "Восход-2" Павлом Беляевым и вторым летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым, подробно освещает задачи и этапы полета, заостряет внимание на эксперименте по выходу человека в открытое космическое пространство и делает выводы: "космонавт имеет возможность проведения инспекционного контроля монтажных и демонтажных работ, а также проведения осмотра и проверки систем корабля".
В отчете были даны рекомендации о необходимости дальнейшего повышения удобства работы с аппаратурой на корабле и улучшению подготовки аварийно-спасательных служб по поиску и эвакуации космонавтов в различных климатогеографических зонах.