Южная Корея радикально пересмотрит свою стратегию в области ракетостроения
На фоне глобальной гонки за экономичными и технологически продвинутыми космическими решениями Южная Корея намерена радикально пересмотреть свою стратегию в области ракетостроения. Корейское аэрокосмическое агентство (KASA) заявило о планах ускорить разработку многоразовой ракеты-носителя, которая потенциально заменит запланированную ранее одноразовую систему следующего поколения. Это решение продиктовано как изменениями в международной космической индустрии, так и стремлением к удешевлению запусков.
От одноразовой ракеты к многоразовой: вынужденный поворот
Изначально KASA планировало создать к 2032 году новую одноразовую ракету-носитель, способную превзойти действующую "Нури" (KSLV-II) по мощности и технологическому уровню. На этот проект уже заложено 2,13 трлн вон (около 1,48 млрд долларов). Однако теперь, спустя всего год после утверждения плана и выбора подрядчика, вектор может измениться.
Как пояснил в ходе своего заявления глава KASA Юн Ён Бин, пересмотр стратегии связан с необходимостью учитывать мировой опыт, в частности, успехи компании SpaceX. "Факт в том, что SpaceX, имея в арсенале экономичные многоразовые ракеты Falcon 9, контролирует 80 процентов коммерческого рынка запусков, обеспечивая половину всех мировых стартов. Если мы продолжим ориентироваться только на одноразовые системы, то никогда не сможем конкурировать на глобальном уровне", - отметил он.
Согласно предварительным планам, Южная Корея намерена до 2028 года разработать прототип многоразового ракетного двигателя и провести первые испытания, а к 2032 году осуществить тестовый полет с демонстрацией повторного использования носителя. Полноценный переход на технологию многоразовых запусков планируется к 2035 году.
Экономика против амбиций
Как признали в Южной Корее, одна из ключевых причин перехода к многоразовым системам - стоимость запусков. Страна Утренней свежести намерена же самым активным образом конкурировать на международном рынке коммерческих запусков, планируя зарабатывать на этом солидные деньги.
По данным KASA, использование современных одноразовых ракет не позволит снизить расходы до конкурентного уровня. В случае успеха новой стратегии с многоразовыми системами цена отправки грузов на низкую околоземную орбиту (LEO) может быть уменьшена до 1000 долларов за 1 кг, а количество ежегодных запусков в Южной Корее увеличится до 20 к 2035 году.
"Этот шаг также критически важен для частного сектора, который будет использовать наши технологии. Компании, выходящие на рынок коммерческих запусков, не смогут конкурировать, если базовая стоимость остается высокой", - подчеркнул Юн Ён Бин. По его мнению, выбранный курс поддержит и ключевой частный корейский подрядчик - Hanwha Aerospace, которая в 2023 году получила контракт на разработку новых ракет.
Через тернии к Луне и дальше
Несмотря на достаточно крутой разворот в подходе, планы Южной Кореи по запуску собственной лунной миссии в 2032 году остаются в силе, но теперь KASA намерено использовать для этого переходную схему. Первоначально ракета будет работать в "одноразовом режиме" (использоваться только для одного запуска), но затем, после доработок, начнет выполнять миссии на низкую околоземную орбиту уже в режиме повторного использования.
Некоторые эксперты опасаются, что пересмотр стратегии может замедлить лунную программу, особенно на фоне возможного сокращения финансирования аналогичного американского проекта "Артемида". Тем не менее, глава KASA уверен в обратном: "США не откажутся от высадки на Луну, поскольку это ключевой элемент в стратегии полета на Марс. Это значит, что и Южная Корея должна продолжать двигаться в этом направлении".
Кроме технологических задач, KASA уже столкнулось с рядом внутренних проблем. Одной из них является спор по интеллектуальной собственности между Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) и Hanwha Aerospace. По словам Юн Ён Бина, агентство выступает посредником в переговорах и рассчитывает на скорое разрешение конфликта.
Также остается неопределенность в отношении будущего ракеты-носителя "Нури". Пока KASA ведет анализ возможных сценариев, но уже создана специальная рабочая группа, которая изучает варианты продолжения программы.
Согласно обнародованным планам, до конца 2025 года KASA проведет детальный анализ экономической и технологической целесообразности смены стратегии. В обсуждении примут участие Министерство науки и технологий, министерство стратегии и финансов, а также ведущие южнокорейские аэрокосмические институты и компании. Если KASA удастся успешно реализовать программу многоразовых носителей, Южная Корея надеется войти в число мировых лидеров космической индустрии и составить конкуренцию таким гигантам, как США, Россия, Китай и Европа.