Минцифры рассматривает ограничение голосового трафика в мессенджерах
По словам министра цифрового развития Максута Шадаева, еще год-полтора назад очень сложно было представить, что инициатива операторов по ограничению голосового трафика в мессенджерах будет обсуждаться серьезно. Но объем преступности растет такими темпами, что теперь это реальность. Изначально инициатива шла от операторов, которые теряют огромные деньги из-за того, что россияне за границей звонят по Wi-Fi, а не по телефону в роуминге. Но в данном случае речь о борьбе с киберпреступниками.
Максут Шадаев уточнил, что ограничения рассматриваются для сотрудников госорганов, операторов связи, банков и цифровых платформ. Принимавший участие в той же дискуссии на форуме «Кибербезопасность в финансах» гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский тут же возразил:
— Если говорить про госрегулирование, была затронута тема голосовых звонков через мессенджеры. У меня глобальный бизнес, у меня 30 офисов за рубежом — от Бразилии до Сингапура, у меня тысячи крупных клиентов за рубежом, с ними удобнее же [по мессенджеру], а вы мне хотите это обрубить. Очень неприятно, не надо так.
— А вы не входите в эту категорию. Вы не оператор связи, не банк, не госорганы.
— Я предполагаю.
— Нет, ну если есть такие амбиции, то...
— Я предполагаю, сначала вы берете всех госслужащих, потом распространяете на крупный бизнес.
— Мы сначала с себя и начнем. Сначала с себя, с операторов связи.
— Меня не надо.
Кстати, ранее глава Роскомнадзора Андрей Липов тоже упоминал, что ведомство может прибегнуть к блокировке звонков через иностранные мессенджеры. И он не говорил об ограничениях для кого-то отдельно.
Бизнес это беспокоит, рассказывает сооснователь и генеральный директор NappyClub Роман Квиникадзе:
Роман Квиникадзе сооснователь и генеральный директор NappyClub «Мы живем в России, и мы находим всевозможные варианты работы. Нас научили выживать, и продолжают учить. Так что найдем выход, если будут сложности, но, безусловно, если какое-то ограничение будет, ему никто не обрадуется, потому что это будет нарушать коммуникацию».
В компании «Оптималог» для общения с Китаем используют WeChat, с партнерами в других странах Азии, в Турции и в Европе — WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), в Эмиратах — Botim. И Telegram — для экзотических случаев. То есть без мессенджеров никак. Линейный персонал в 70% случаев там переписывается, а вот руководство голосовую связь и чаты использует в соотношении 50 на 50. Это удобно и экономит очень много времени и денег, отмечает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
— Мессенджеры обеспечивают защиту данных, удобство взаимодействия, возможности делать групповые звонки, групповые чаты. Плюс ко всему их можно использовать для быстрого обмена файлами.
— Если смотреть с точки зрения затрат, у вас больше денег будет уходить на связь?
— Не просто больше и не просто кратно, это другие порядки. Я застал еще выход в интернет по dial-up, ICQ, международные звонки посредством IP-телефонии, посредством обычной телефонии, посредством Skype, платных звонков через Skype. Мы все это проходили. Мы в сотни раз сократили затраты на телефонию. Самое главное — это удобство пользования, это эффективность взаимодействия.
А самое главное, по словам собеседников «Бизнес FM», запрет не решит поставленную задачу. Что подтверждается опытом Дубая. Продолжает генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян:
Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel, вице-президент АТОР по вопросам международного туризма «Запретить гораздо легче. Но мошенники всегда найдут вариант обойти все запреты и выйти на новые формы коммуникации. В конце концов, не отключать же телефон, чтобы не сталкиваться с ними. В Эмиратах, например, звонки запрещены через мессенджеры. Это, кстати, не мешает бизнесу развиваться, но и мошенничества там меньше не стало. Там просто мошенники пишут через WhatsApp, звонят на обычные телефоны. Соответственно, не работает эта механика. Борьба должна быть не со средством, а с источником».
Для борьбы с источником правительство уже одобрило законопроект, в котором собрано около 30 мер по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству, 15 февраля он был внесен в Госдуму для обсуждения. А, по словам экспертов, обсуждать там нужно очень многое.