В России стартовала акция "Раз в год и папка стреляет". Это правда?

В соцсетях и мессенджерах...

В России стартовала акция "Раз в год и папка стреляет". Это правда?
© ТАСС

...распространяются сообщения о начале акции "Раз в год и папка стреляет". Пользователи утверждают, что в рамках просветительского мероприятия выпущены буклеты об адаптации бойцов СВО к мирной жизни и профилактике посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Также публикуются видеоролики с представителями администрации регионов и чиновниками федерального уровня, которые якобы анонсируют старт акции в субъектах РФ.

А что на самом деле?

Сообщения с фотоснимками буклетов акции впервые появились в соцсети X, заблокированной на территории России. На фотоизображениях в записях можно увидеть брошюру с подзаголовком "Руководство по безопасности для семей участников СВО, вернувшихся с фронта". На страницах буклета в разделах с очевидно издевательскими названиями ("Папка дома", "Постель — не поле боя") размещены советы по адаптации военных к мирной жизни. Отметим, что соцсеть X регулярно используется для вбросов дезинформации, а также фейков, направленных на дискредитацию ВС РФ. Ранее в комментарии ТАСС журналист Александр Малькевич подробно разъяснял технологию посева таких фейков с прицелом на западную аудиторию и прогнозировал всплеск дезинформационных вбросов в 2025–2026 годах.

В действительности ни буклетов, ни акции с таким нелепым названием не существует. В Союзе женщин России (СЖР), чей логотип был использован для фейковых буклетов, опровергли причастность к акции. "Информация о том, что якобы от имени Союза женщин России был издан буклет "Раз в год и папка стреляет", является недостоверной. Это подделка и низкопробный фейк, он не имеет никакого отношения к профессиональной деятельности и помощи, оказываемой Союзом женщин России", — заявили в организации. В союзе подчеркнули, что осуществляют всю информационно-просветительскую деятельность исключительно через собственные официальные источники, а вся выпускаемая полиграфическая продукция проходит тщательную проверку и размещается в специальном разделе сайта СЖР. "Союз женщин России рекомендует не поддаваться на провокации и доверять только официальным источникам организации", — резюмировали представители союза.

Что касается видеороликов в поддержку несуществующей акции, то они сгенерированы нейросетью на основе фрагментов реальных выступлений чиновников в телеэфире. Так, проанализировав с помощью системы мониторинга дипфейков "Зефир" одну из видеозаписей с выступлением главы департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, специалисты АНО "Диалог Регионы" выяснили, что злоумышленники применили технику частичной модификации, изменив только нижнюю часть лица спикера — области губ и подбородка.

Еще один видеосюжет об акции был создан на основе выступления замминистра труда и соцразвития Северной Осетии. Исходное видеоинтервью было посвящено летней детской оздоровительной кампании в регионе. Но после обработки нейросетью и монтажа чиновница начала анонсировать несуществующую акцию. "Представленный ролик — это видеодипфейк, созданный на основе реального интервью спикера по другой теме, — подтверждает Евгений Егоров, ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6. — Можно выделить несколько самых заметных признаков подделки. Это резкие скачки фрагментов в области щек спикера — они дергаются, в то время как на обычной записи они меняются плавно. Еще более заметны искажения фрагментов на носу. Так происходит из-за особенностей генерации видеодипфейков: модели, которые используют злоумышленники, позволяют синхронизировать движения губ со сгенерированной речью, но пока они не научились достоверно подстраивать мимику и движения всего лица". Чтобы сделать монтаж менее заметным, злоумышленники могли снизить качество видео, а также использовали короткий фрагмент, перекрывая оставшуюся часть сгенерированной речи картинками, поясняет эксперт.

Аналогичный прием был использован при генерации фейкового видео об акции с участием замминистра труда и соцзащиты Ольгой Баталиной. Ролик был опубликован в соцсети X с комментарием, будто мероприятие призвано научить семьи бойцов СВО самостоятельно адаптировать военных к мирной жизни и справляться с ПТСР. Однако создатели видео не учли особенностей формата брифингов представителей правительства. Подобные видео никогда не перекрываются фото- и видеоврезками, спикер всегда находится в кадре, и его мимика и артикуляция хорошо различимы.

Видеодипфейки все чаще используют для распространения дезинформации, причем в основном размещают их именно в соцсетях, предупреждает Евгений Егоров из F6. "Если пользователь предпочитает знакомиться с новостями в основном через видео, то первое, на что нужно обратить внимание, — источник информации. Он должен быть доверенным и проверенным, хотя злоумышленники могут использовать для публикации отдельных видеодипфейков взломанные аккаунты или закупать рекламу в каналах и сообществах", — отмечает эксперт. Если содержание ролика вызывает сильные отрицательные эмоции (страх, гнев, тревогу), это может быть признаком манипуляции. "Если эта информация противоречит здравому смыслу, личному опыту пользователя, законам и общепринятым нормам морали — это повод для того, чтобы перепроверить ее в других источниках, в первую очередь официальных. Если видео с изображением спикера проигрывается лишь несколько секунд, а затем его речь сменяется длительным видеорядом, это может быть признаком дипфейка. На это же могут указывать размытое или нечеткое изображение спикера, а также рассинхрон — отставание мимики от речи", — заключает Евгений Егоров.

Краткие итоги

Сообщения об акции "Раз в год и папка стреляет" под эгидой известных организаций — фейк. Для придания правдоподобности злоумышленники использовали не только поддельные буклеты, но и прибегли к помощи нейросетей.

Материал подготовлен редакцией проекта "Проверка информации" при участии АНО "Диалог Регионы"