Артем Шейкин: В 2030 году россияне поедут на беспилотных такси

Хотя искусственный интеллект уже используют в России во многих сферах — на транспорте, в медицине и даже в судах, — вопрос, кто несет ответственность за его решения, до сих пор остается открытым. Это станет одним из главных пунктов повестки экспертов и парламентариев на Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета палаты регионов по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. С ограничениями для ИИ спешить не нужно, считает он, надо дать отечественным технологиям достаточно развиться для конкуренции на мировом рынке, и на основе лучших практик вводить регулирование.

Артем Шейкин: В 2030 году россияне поедут на беспилотных такси
© Парламентская газета

- Артем Геннадьевич, что будет главным в повестке Совета по «цифре» в 2025 году?

- Как заместитель председателя совета я курирую работу шести его секций, а две возглавляю — «Цифровая трансформация транспорта», «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности РФ». В ближайших планах — круглый стол по правовому регулированию беспилотных авиационных систем, а также обсуждение применения ИИ в судебной системе и актуальные вопросы регулирования таких технологий в целом.

Мы долго и подробно работали над обновлением концепции регулирования ИИ в России до 2030 года, сейчас этот документ на выходе. В его основе — человекоориентированность технологий, а также безопасность, технологический суверенитет, уважение автономии и свободы воли человека, недискриминация, ответственность, квалифицированная экспертная оценка, этические принципы, запрет причинять вред человеку по инициативе систем ИИ, подконтрольность человеку, недопущение доминирования интересов конкуренции над интересами развития технологий, прозрачность и правдивость. При этом технологии развиваются так быстро, что обновлять такие документы нужно чаще чем раз в пять лет, а, к примеру, каждый год с учетом происходящих изменений.

В рамках секции по отечественным цифровым платформам будем обсуждать проектирование открытой автоматической системы управления технологическими процессами и производствами. Это для дальнейшей цифровизации, достижения технологического лидерства и импортозамещения.

Кроме того, планируется заседание Совета по развитию цифровой экономики СФ по теме противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Данная тематика сейчас находится в центре внимания руководства России, поскольку объем потерь от действий кибермошенников продолжает расти.

Государство совместно с бизнес-сообществом должны создавать дополнительные условия для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- Беспилотники сегодня играют огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. А как развиваются гражданские БПЛА?

- В рамках утвержденной Стратегии развития беспилотной авиации до 2036 года поставлена цель создать новую отрасль экономики, связанную с созданием и использованием гражданских беспилотников. Главные вопросы сейчас — создание инфраструктуры и обеспечение безопасности. Как известно, большинство регионов закрыло небо для беспилотников, поэтому развивать такую авиацию стало сложнее — это происходит лишь на отдельных территориях в рамках экспериментальных правовых режимов.

Мы прорабатываем рискориентированный подход к классификации и сертификации БПЛА. То есть для каждого типа таких судов будут установлены свои требования к сертификации, к возможности полетов на определенных территориях и выполнению различных задач, поскольку беспилотники бывают самые разные, от килограммовых до тех, что весят тонны.

- Когда для россиян станет привычным наземный беспилотный транспорт?

- Действительно, пока беспилотные трамваи, грузовики, такси и даже поезда курсируют на отдельных маршрутах в рамках эксперимента. Я сам катался на такой машине без водителя, а оператор рядом только контролировал действия беспилотного управления. Ощущения непривычные, даже несколько нервозные, поэтому для принятия такого транспорта потребуется время. Поэтому мой прогноз по беспилотным такси таков, что их будет достаточно много к 2030 году, как, кстати, и частного беспилотного транспорта.

При этом мы двигаемся широким фронтом по всем направлениям: грузовые автомобильные перевозки, грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки, общественный беспилотный транспорт. Я думаю, что к 2030 году каждый уже сможет выбирать для себя, каким транспортом пользоваться. Это будет примерно, как сейчас с вызовом такси — в приложении мы сможем выбирать опцию беспилотной перевозки.

- Кто будет нести ответственность при аварии?

- Вопрос ответственности — один из самых дискуссионных, и я думаю, в ближайшее время однозначного ответа на него не будет. Пока этот вопрос обсуждается в рамках этики искусственного интеллекта, где рассматриваются различные модели регулирования. Например, чья жизнь должна быть в приоритете: пожилого пассажира беспилотного транспорта или выбежавшего на дорогу ребенка? И отсюда вытекает следующий вопрос: если жизнь пассажира не будет поставлена в приоритет, то будут ли пользоваться спросом такие автомобили и услуги таких такси? Поэтому важно переводить все эти моменты из этической в правовую плоскость. Представляется, что и производители хотят получить правовую определенность в этих вопросах. Разумеется, системы ИИ сами не могут нести ответственность, и этот момент мы обозначили в концепции регулирования. Уголовную ответственность должны нести люди, разработавшие код, противоречащий установленным правилам, административную или гражданско-правовую — юридические лица. Например, в медицине ИИ может лишь подсказать врачу точный диагноз или подобрать тактику ведения пациента, но выбор и ответственность — всегда за врачом.

- Как будет решаться вопрос с большими данными, которые нужны для работы систем ИИ?

- Это вопрос в первую очередь технологический. Сегодня у нас огромное количество данных, которые разнятся между собой, разные организации владеют разными массивами и в разных форматах. Нужно работать с корректностью наборов.

- А законодательный аспект?

- Я все-таки считаю, что на сегодня это вопрос создания технологических решений, а нормотворчество здесь должно идти если не параллельно, то немножко позади. Мы сначала должны протоптать дорожку, а потом уже ее асфальтировать. Ограничить сейчас развитие технологий — это точно не наша цель. А задача номер один — сделать так, чтобы наши компании занимались производством таких продуктов, которые могли бы конкурировать на мировом рынке. Россия сегодня если не на первых местах по развитию ИИ, то точно входит в пятерку мировых лидеров. А в гонке регулирования мы и вовсе, я считаю, выигрываем. Мы смотрим за правоприменением за рубежом, исследуем передовые практики и на их основе будем формировать наше самое передовое законодательство.