Илососы спасут черноморские курорты от мазута

Илососы спасут черноморские курорты от мазута

Илососы спасут черноморские курорты от мазута
© Пульс Live

Ученые ищут способы ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.

Туристический сезон на Черноморском побережье, особенно в районе Анапы, рискует быть сорванным из-за экологической катастрофы, связанной с разливом мазута после крушения двух нефтяных танкеров. Ведущие ученые и специалисты разрабатывают новые методы для скорейшей ликвидации последствий этого разлива. Специальное совещание на эту тему прошло в Госдуме. Эксперты рекомендуют использовать безопасные сорбенты, а также применять илососы и земснаряды. Более того, они считают, что укрытие мест хранения загрязненного грунта с помощью пластикового покрытия поможет предотвратить дальнейшее загрязнение почвы мазутом.

Санитары моря

Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян в интервью «Парламентской газете» отметил, что для удаления мазутных скоплений с морского дна необходимы илососы и земснаряды. Он также подчеркнул, что скалистые берега требуют очистки от опасных загрязнений. Важно, чтобы используемые моющие средства не содержали фосфор.

«Нужно добиться полной изоляции загрязненного грунта от поверхности здоровой почвы в местах хранения. Бетон и асфальт не помогут — нужен пластик. Пластиковое покрытие предотвратит просачивание мазута. Также следует создать пластиковые канавки для сбора стекающих нефтепродуктов», — подчеркнул Данилов-Данильян.

Заместитель директора Исследовательского центра биотехнологии РАН, доктор биологических наук Николай Пименов отметил, что для эффективной ликвидации загрязнения предпочтительнее использовать методы сбора и вывоза, а также применять биосорбенты и механическую очистку, поскольку микроорганизмы очищают мазут слишком медленно. Заведующий кафедрой технологий нефти и газа Кубанского государственного технологического университета Юрий Ясьян представил трехэтапную технологию очистки берегов от мазута.

«Первый этап — извлечение мазута из песка. Второй — обмывка песка горячей водой для удаления остатков. Третий — «выбивание» из структуры песка мельчайших частиц», — рассказал Юрий Ясьян.

Поиск и внедрение эффективных методов очистки от мазута помогут свести к минимуму ущерб от катастрофы, заявил в интервью «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Депутат считает, что должно существовать множество технологий. Все разработки будут направлены в правительственную комиссию и оперативный штаб.

«И чем больше их будет, тем лучше. Быстрее справимся», — заметил парламентарий.

Природа умнее людей

Член Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Тимофей Баженов призвал не поддаваться панике и дождаться отчетов компетентных органов. Об этом он заявил на заседании комитета 22 января. Депутат, который давно занимается изучением Черного моря, отметил, что подобные аварии происходят ежегодно.

«Они происходят ежегодно с 1953 года. Я этим делом занимался. В среднем в Черном море такие катастрофы происходят восемь-десять раз в год. Хорошо ли это для моря? Очень плохо. Хорошо ли это для птиц? Очень плохо. Для дельфинов очень плохо», — считает депутат.

Баженов отметил, что процесс очистки акватории моря проходит всегда по одному и тому же алгоритму, и на это обычно уходит около трех с половиной — четырех месяцев. По словам депутата, Черное море отличается от других морей тем, что на глубинах более 150-200 метров практически отсутствует кислород, но в больших количествах содержатся углеводороды и сероводород.

При этом Баженов назвал сомнительной операцию по вывозу загрязненного мазутом песка.

«Вывоз песка в таких колоссальных объемах —  это очень сомнительная история. То есть раньше асфальтобетонные заводы региона платили за песок. Теперь им платят за то, что они получают песок. Завоз песка в море — это все равно, что завоз воды в море. Вот это очень сомнительная операция, зато исключительно дорогостоящая и бюджетная», — отметил парламентарий.

Депутат также высказал сомнение, что для откачивания остатков нефтепродуктов с поврежденного танкера действительно потребуется один миллиард рублей.

«Перед нами бочка с дыркой. В эту бочку нужно опустить шланг. С помощью шланга откачать оттуда мазут. Скажем, в 1000 цистерн. Неужели это стоит миллиард? Сомнительно, очень сомнительно. Поэтому давайте действительно поспокойнее на это смотреть. И дождемся, пока соответствующие министерства и ведомства дадут нам отчет по тому, что они вообще готовы нам сообщить по этому вопросу», — резюмировал Баженов.

По материалам «Парламентской газеты»