Ровно за месяц до парламентских выборов в Германии обстановка на политическом ристалище и неопределенная, и предсказуемая в одно и то же время.
Предсказуемая потому, что все партии, судя по опросам, заняли в душах и сознании избирателей вполне закрепленное в пределах статистической погрешности место. И согнать их с него представляется задачей непосильной. Если не появится контролер и не потребует удалиться.
А неопределенная обстановка потому, что если выборы в Бундестаг 23 февраля приведут в парламент слишком много оппозиционеров — и с правого, и с левого крыла политического спектра, — то контролер вполне может появиться. В лице специальных комиссаров от Еврокомиссии в Брюсселе.
Потому что если оппозиция, даже притом что в реальную власть ее пускать никто не собирается, наберет блокирующий пул голосов в Бундестаге, то нельзя исключить вариант с переходом ФРГ под внешнее управление — с появлением европейских комиссаров в кабинетах руководства германских партий, а то и самой Германии. Сколь бы фантастично это ни звучало по отношению к стране, которая все еще выступает в роли экономического локомотива ЕС.
И подвигают меня к таким предположениям результаты опросов немецких избирателей.
Что происходит
Цифры показывают довольно стабильную — по крайней мере, в течение года — картину популярности идущих на выборы партий. Она не сильно меняется в зависимости от даты опроса и институции, исследование проводившей. В лидерах по состоянию на 21 января — дату последнего на данный момент опроса — остается так называемый Союз (блок правоконсервативных Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). За него "дают" сегодня 29–31% голосов.
На втором месте упрямо держится называемая праворадикальной, но на самом деле также правоконсервативная "Альтернатива для Германии" (АдГ). У нее 19–21,5%.
Некогда одна из ведущих политических сил Германии и формально пока еще правящая Социал-демократическая партия (СДПГ) драматически отстает от правых — 16%.
Затем идут, наступая социал-демократам на пятки, "Зеленые" с 13%.
Эти четыре партии, если не случится с ними чего-то катастрофического, уверенно зайдут в будущий парламент, преодолев пятипроцентный барьер.
Следующие четыре такой уверенности пока только завидуют: у лево-популистского "Союза Сары Вагенкнехт" (ССВ) — 4–7%, у вышедших из правящей коалиции либеральных "свободных демократов" (СвДП) — 4–5%, у просто "Левых" — около 3–4% и у либерально-консервативных сторонников коммунального самоуправления "Свободные избиратели" — до 2%. Прочие, среди которых встречаются подчас самые пестрые экзоты — от Марксистско-ленинской партии Германии и Партии пиратов до Садовой партии и Европейской партии любви, — контролируют примерно 10% симпатий избирателей.
Притом картина действительно стабильная — графические кривые уже год как колеблются в пределах 1–2% (много если 3%) вокруг уже ставших привычными рубежей: ХДС/ХСС — вокруг 30%, "Альтернатива для Германии" — 20%, СДПГ — 13–16% и так далее по нисходящей к 3% "Левых". Правда, базирующаяся в Британии интернет-компания по исследованию рынка и анализу данных YouGov успела 22 января всех пугнуть (явно заказным, ибо уж слишком быстро начал раскручиваться) опросом, согласно которому "Союз" потерял 2%, а СДПГ догнала "Альтернативу", набрав 19%. Но тут, видимо, английская бабушка надвое сказала, ибо другие, чисто германские институты своих данных не поменяли.
Иными словами, германский избиратель в целом со своим выбором определился, и состав будущего немецкого парламента можно представить уже сегодня. По оценкам социологов сейчас, 247 мест из 630 займут депутаты от ХДС/ХСС, 151 — от АдГ, 128 — от СДПГ, 104 места возьмут "Зеленые". Пока, за месяц до выборов, Союз Сары Вагенкнехт считается не проходящим в Бундестаг, как и "Свободные демократы". Но "вес" обеих партий колеблется вокруг цифры 5%, так что 23 февраля избиратель какое-то количество кресел в парламенте им может и подарить.
Тем более что "лицами" партий выступают их кандидаты на пост канцлера, и харизматичная Вагенкнехт тут явно имеет фору перед сереньким Шольцем. Это, как говорится, медицинский факт: согласно опросам, пока действующий канцлер лидирует в своеобразном антирейтинге — на 20% довольных его деятельностью приходится 77% готовых плюнуть ему вслед. Недовольных Сарою Вагенкнехт заметно меньше — 68%. Правда, и симпатизирующих не сильно больше — 21%. Впрочем, избиратель проявляет сугубую негативную солидарность вне зависимости от своей и кандидатов политической принадлежности: недовольство политической деятельностью партийных выдвиженцев выказывают от 64% до 77% граждан.
Что это означает
Как видим, и при таком раскладе на абсолютное большинство претендовать не может никто. Но и вариантов коалиций не так чтобы много. Нетрудно подсчитать, что половину от 630 составляет 315. Следовательно, "Союз" ХДС/ХСС может быть абсолютно свободен в выборе партнера, в паре с которым получит чаемое большинство. У всех прочих вариант без "Союза" один — собраться в тройственную коалицию. Но вот возможно ли это?
Скорее всего, нет. Несмотря на манящие призывы "Альтернативы" к христианским демократам с указанием на общность правоконсервативных идеалов, даже на свободную любовь тут рассчитывать не приходится, не говоря уже о политическом браке. Уж слишком токсична в промытых хлорной известью пропаганды мозгах немцев АдГ. Да и ХДС правоконсервативные идеалы оставила в прошлом. Ныне это вполне либеральная партия общеевропейских ценностей, не чуждая общеевропейских извращений.
Тем более трудно представить себе объединение "Альтернативы" с левыми из СДПГ и леваками из "Зеленых", как бы ни мизерна была эта левизна под спудом тоталитарной европейскости. С АдГ ни одна из партий вообще связываться не собирается — "нерукопожатные". Но ведь и вдвоем левые забирают меньше кресел, чем один "Союз"…
В итоге остается единственный разумный вариант: коалиция ХДС/ХСС, СДПГ и "Зеленых". Коалиция "Вырви глаз", если посмотреть на палитру традиционных партийных цветов — черный, красный и зеленый. Масайский щит с копьями добавить — чистый кенийский флаг получится.
Но этот вариант самым принудительным образом легитимизирует "Альтернативу" в качестве могучей политической силы федерального масштаба. Раз уж против нее пришлось выставить заслон из всех оставшихся федеральных партий, то о какой там маргинальности можно говорить!
Да только и такой заслон еще собрать надобно. Социал-демократы не только лелеют надежды приблизиться к крупу ХДС/ХСС, но и заявляют на публику, что "Союз" не получит пост канцлера". Во всяком случае, генеральный секретарь СДПГ Маттиас Мирш уверен, что "в ближайшие несколько недель люди будут разбираться с программами и увидят большие различия между СДПГ и ХДС/ХСС". А поскольку лидер оппонентов и главный претендент на пост будущего канцлера Фридрих Мерц, по мнению социал-демократа, "выступает за политику вчерашнего дня" — он "против электромобильности, против ветроэнергетики, против устойчивой стали", чем "выбивает из колеи целые отрасли", — то ему у избирателей мало что светит. Тогда как СДПГ "борется за сильную экономику и за каждое рабочее место" и чтобы "от экономического роста доходило что-то и до нормальных людей".
А что? — экономический рост налицо. В 2024 году Volkswagen продал на 1,4% меньше машин, чем годом ранее, Mercedes-Benz — на 3%, продажи BMW просели на 4%, а Audi — и вовсе на 12%. Даже продажи люксового Porsche упали на 3%. При чем тут экономический рост? Так ведь это дает шанс "экономике завтрашнего дня" — бурное развитие получит та же электромобильность, а "E-Autos" не дают локальных выбросов и не загрязняют окружающую среду вредными веществами! И вообще: "Олаф Шольц обеспечил энергоснабжение, стабилизировал цены и возглавил непростую коалицию в трудные времена".
Чего можно ожидать
Это, конечно, больше всего смахивает на игру на публику, причем игру такую, когда просто жизненно необходимо надевать хорошую маску. Но Маттиас Мирш обронил при этом странную фразу: "Карты теперь перетасовываются наново". Отчего сразу же возникает вопрос: он просто так это сказал или высокопоставленный политик что-то знает о будущем?
Что же он может знать?
Первое и очевидное предположение — что в глубокой тишине идут переговоры о возможной "красно-черной" коалиции. В самом деле, если все пойдет как идет, то 247 плюс 128 мест дают возможному блоку ХДС/ХСС/СДПГ 375 мест в Бундестаге, то есть комфортное большинство от 630. Это если Союз Сары Вагенкнехт (ССВ) не пройдет. А если и пройдет, то преимущество "черно-красных" будет менее комфортным, но оно будет.
Других коалиций не намечается: у "Зеленых" обостряется конфликт с "Союзом", а с Сарой Вагенкнехт, если она пройдет, у них взаимная идиосинкразия.
Итак, как ни сложись итоги выборов, при сохранении нынешних тенденций и если не произойдет чего-то драматического, "Альтернатива для Германии" станет реальной блокирующей силой в парламенте, получив от 24% до 25% мест против любых коалиций. Вряд ли те круги, кто сегодня реально управляет Европой и Западом через свои финансы и прессу, готовы безропотно стерпеть уход в политический разнос главной экономики ЕС и вообще станового хребта континента. Тем более что Евросоюз на недавних выборах в Румынии показал вполне наглядно: ему нужны только такие результаты, которые нужны. В любых иных случаях могут быть присланы комиссары из Брюсселя, которые наведут порядок. Хоть бы даже и решением конституционного суда.
И не стоит уповать на силу этого государства или важнейшую экономическую позицию в ЕС. Если, например, коалиция между ХДС/ХСС и СДПГ не удастся, то какое государство без работающего органа законодательной власти? Новые выборы? А дадут ли они принципиально другой расклад между партиями? А то и вовсе — не пойдет ли осатаневший от политических и экономических кризисов избиратель за "Альтернативой"? Поди запрети ее, если за ней половина населения построится…
Что остается? Да те самые комиссары и остаются. Прямое управление из Брюсселя утомившейся от выборов-перевыборов Германией — чем плохо? Сядут — один в парламент, другой в правительство, третий над конституционным судом шефство возьмет…
И будет мир и благорастворение в воздусях немецких… И европейских, конечно.