Кибермошенники нацелились на пожилых россиян
62% россиян признались, что их пожилые родственники сталкивались с кибермошенниками. Чаще всего злоумышленники пытались взломать их аккаунты в мессенджере, социальной сети или каком-либо интернет-сервисе - эта угроза затронула почти треть респондентов и их близких (28%). Кроме того, многие интернет-пользователи получали фейковые сообщения о победе в лотереях и конкурсах (21%), а также предложения о нелегальном заработке в интернете (17%).
Другой важной проблемой для пожилых людей является потеря и компрометация их данных. В большинстве случаев (58%) речь идет об утрате паролей от аккаунтов и учетных записей. Однако не обходится и без более серьезных инцидентов, таких как передача злоумышленникам данных платежных карт (7%) или кража средств с банковских счетов (16%).
Такие данные были получены в результате совместного исследования компании "Киберпротект" и деловой социальной сети TenChat. При этом по данным исследования, интернетом сегодня пользуются около 70% пожилых людей (60+), почти четверть (22%) имеют аккаунты и пользуются соцсетями, а 17% общаются с близкими в мессенджерах.
По словам главного эксперта "Лаборатории Касперского" Сергея Голованова, зная возраст потенциальной жертвы, кибермошенникам проще применять методы социальной инженерии: "Наиболее частой схемой является сообщение от реального контакта. Злоумышленники используют украденные аккаунты, чтобы связываться с людьми из списка контактов жертв. В таких сообщениях могут попросить перевести средства в долг или на благотворительность. Преступники также могут попытаться украсть аккаунты, для этого они просят перейти по ссылке якобы для участия в конкурсе и пройти авторизацию в мессенджере".
Популярны сообщения от бывшего или текущего руководителя. Обычно такое общение начинается в мессенджере. С фейкового аккаунта руководителя или коллеги приходит текстовое или голосовое сообщение, где жертву просят оказать содействие человеку, который скоро перезвонит. В дальнейшем с пользователем связывается якобы представитель правоохранительных органов или банка, который пытается выманить конфиденциальные данные. Атакующие могут пересылать вредоносное ПО под видом легитимного или просить жертву поделиться экраном во время звонка. Основная цель злоумышленников - подтвердить транзакцию, привязать новое устройство к информационной или банковской системе или получить доступ к онлайн-банку, чтобы в дальнейшем украсть деньги жертвы.
Уровень киберграмотности пожилых людей может оказать недостаточными для противостояния мошенникам, особенно если они применяют новые технологии, такие как дипфейки, и поэтому именно они зачастую становятся жертвами подобных преступлений.
"Злоумышленники знают, что пожилые люди в большинстве случаев имеют накопления и недвижимость, на которые и можно нацелиться. Против пожилых людей чаще всего применяют социальную инженерию, используя актуальную новостную повестку или запугивая потерей, например, квартиры. Главной задачей мошенников является не дать пожилому человеку проконсультироваться со своими родными, поэтому они часто давят на срочность и безотлагательность выполнения тех или иных действий". - говорит руководитель направления аналитических исследований Positive Technologies Ирина Зиновкина.
А исполнительный директор компании "Киберпротект" Елена Бочерова отмечает, что несмотря на то, что на долю пенсионеров приходится всего 15% пострадавших от действий кибермошенников, эта наиболее уязвимая часть общества нуждается в особой помощи и поддержке. "Нет ничего лучше, чем обучение и напоминание о правилах кибергигиены. Стоит регулярно помогать своим пожилым родственникам в работе с компьютерами и гаджетами, следить за обновлениями антивирусного ПО, настраивать регулярное резервное копирование важной информации" - считает Бочерова.
Согласно данным исследования, более половины россиян (51%) не учат своих пожилых родственников основам кибербезопасности, что по мнению экспертов, является серьезной ошибкой.
"Очень важно - постоянно рассказывать близким об опасности звонков от мошенников, делиться новыми схемами, которые используются, напоминать, что лучше не общаться с незнакомыми по телефону. Важное правило - перепроверять любую информацию. Если позвонили и угрожают - нужно сразу положить трубку и позвонить по официальному телефону организации. В мессенджерах необходимо отключить звук или возможность звонить для неизвестных номеров в настройках конфиденциальности. Также для пожилых родственников можно ограничить круг лиц, которые могут отправлять им сообщения. Отдельно стоит напомнить близким, чтобы они никогда не делились экраном во время звонка", - советует Голованов.