Компании сделают упор на виртуальных помощников с эмоциональным интеллектом
Почти любая организация - будь то банк, магазин или клиника - имеет свое мобильное приложение. Эксперты поделились с "Российской газетой" прогнозами о том, что ждет этот рынок в 2025 году. И главным трендом здесь, конечно, станет искусственный интеллект (ИИ).
Нейросети используют многие, однако встраивание их функций естественным образом является одним из главных вызовов года. По словам руководителя направления цифровых креативных индустрий Фонда "Сколково" (Группа ВЭБ.РФ) Алексея Каленчука, здесь есть интересный вектор - интеграция технологий на базе операционной системы. Это позволит использовать всю мощь генеративных технологий, которые будут учитывать персональные знания устройства о своем владельце. Отдельно эксперт выделил революцию в генерации видео из текста.
"2024 год стал годом генеративных видео, а в 2025 году я ожидаю появление нейросетей, способных генерировать 3D-объекты", - отметил он. Развитие также получат иммерсивные и пространственные среды для "плоских" приложений. Первым шагом уже стали устройства с поддержкой Spatial Computing: к примеру, Apple Vision Pro и Quest 3, сказал Каленчук.
Еще один тренд - технологии дополненной и виртуальной реальности, которые найдут широкое применение в образовании и онлайн-шопинге, уверен президент образовательной корпорации "Синергия" Вадим Лобов.
Технологические компании будут делать упор и на виртуальных помощников с эмоциональным интеллектом, за счет которого приложения будут более точно реагировать на эмоциональное состояние человека, а следовательно, лучше поддерживать его, предлагать более подходящие ответы и т.п., добавил Каленчук.
Хотя почти все активно используют возможности ИИ, однако универсального приложения "все в одном" ни в России, ни за рубежом по-прежнему нет. Главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов считает, что либо эту нишу займут решения производителей смартфонов, например Apple Intelligence, либо на рынок придут экосистемные гиганты.
"На примере того, как производители смартфонов сначала провалили попытки создать универсальное приложение для работы с офисными документами, а затем разработчики мобильных операционных систем провалили попытки создать универсальный мессенджер, ожидать "промышленного стандарта" стоит именно от экосистемных компаний вне разработчиков смартфонов или операционных систем", - уточнил он.
Другой тренд в мобильных приложениях - это поддержка HDR-видео. Возможность снимать такие ролики появилась еще в 2020 году, но проникновение технологии идет постепенно. Тем не менее "вау-эффект" от нее ощущается сразу, заметил Каленчук.
Отдельная тенденция связана с кибербезопасностью. В частности, сейчас мошенники в своих атаках все чаще используют вредоносные программы, которые крадут учетные и платежные данные и другую важную информацию, добавил представитель отдела реагирования и цифровой криминалистики Angara SOC Камиль Камалетдинов. По этой причине, вероятно, пользователи станут чаще скачивать антивирусные приложения.
Что касается мессенджеров, то, к примеру, Telegram может получить самодостаточную видеоплатформу, которая снизит нагрузку на серверы приложения. Как объяснил Харитонов, сейчас одно и то же видео заливают в десятки каналов, и на серверах мессенджера оно дублируется несколько раз. Видеоплатформа решит эту проблему.
Собеседник дал прогноз и по развитию маркетплейсов. По его словам, платформы выставляют "персональные цены" отдельно для каждого покупателя, причем не всегда в его пользу. Пользователи остро нуждаются в приложении, которое будет агрегировать и отображать цены на один и тот же товар на разных площадках или показывать, по рыночной или завышенной цене предлагается товар. "Такие приложения есть уже сейчас, но они не стабильны и не масштабны. Постепенно в эту нишу придут большие игроки и начнут каталогизацию товаров", - предположил Харитонов.
Он также добавил, что вырастет популярность сервисов-каталогизаторов программ кэшбека и лояльности банков.
Еще одна ниша - подписки, которые стали головной болью, так как их сложно отследить, а сами сервисы делают все, чтобы пользователи продлевали их по завышенной цене. По мнению Евгения Харитонова, станут востребованы сервисы-аккумуляторы подписок с бизнес-моделью "все организуем за вас".
Вадим Лобов к ключевым трендам отнес и суперприложения, которые объединяют множество сервисов в одном интерфейсе и избавляют от переходов между разными приложениями.
"Этот тренд уже активно распространяется в Азии и постепенно завоевывает мировой рынок. Например, WeChat", - отметил он.
Также станут популярны приложения для перевода видео с иностранного языка и для краткого пересказа длинного видео- и текстового контента, прогнозирует Харитонов.
"Также стоит выделить увеличение спроса на приложения для образования и инвестиций", - добавил Лобов.