Взрывами космических кораблей Илон Маск прокладывает дорогу к Луне

Причиной крушения прототипа космического корабля Starship во время седьмого испытательного пуска стала утечка топлива, написал на своей странице в соцсети владелец компании SpaceX Илон Маск. Он заверил, что выявленный недостаток позволит усовершенствовать следующие образцы: будет добавлена система пожаротушения и расширено вентиляционное отверстие. Маск заверил, что переносить очередной тестовый полет не планируется. В настоящее время SpaceX активно работает над созданием корабля для лунных миссий.

Взрывами космических кораблей Илон Маск прокладывает дорогу к Луне
© Свободная пресса

Оперативность, с которой Илон Маск назвал причины ЧП, конечно, стала поводом сомнений некоторых комментаторов: не поторопился ли он, не пытается ли он скрыть какие-то недоработки от широкой публики. Отнюдь, уверенно заявила «СП» планетарный геолог, популяризатор космонавтики, заместитель руководителя отдела развития ООО «Образование Будущего» Алиса Зарипова.

- На самом деле Илон Маск достаточно включен во все инженерные разработки своей компании. Он подробно комментирует их, рассказывает о ходе работ, например, над новыми двигателями Raptor 3. При этом может рассказать об инженерных нюансах. Это видно не только из его постов в соцсетях, но и из интервью. В частности, есть фильмы, сделанные американским блогером Тимом Доддом. В общем, можно убедиться, что Маск достаточно компетентен в технических вопросах. Если раньше публика еще могла как-то шутить, что он просто маркетолог, то теперь ясно, что человек глубоко вникает в деятельность, которой занимается его компания.

«СП»: Маск обрисовал причину аварии достаточно кратко.

- Стоит обратить внимание, что это вторая версия Starship. Корабль модернизирован, он еще не проходил летные тесты. У него увеличен объем топлива на 25 процентов, там много перспективной авионики - то есть новшеств хватает. Поэтому, в принципе, результат не то чтобы ожидаемый, но если посмотреть на все первые полеты предыдущих прототипов, то поклонников компании случившееся не очень удивило.

Кстати, SpaceX на данный момент уже выпустила и официальное сообщение о происшедшем. По их информации, после горячего разделения ступеней ракеты все шесть двигателей Raptor были успешно включены, что позволило подняться кораблю до определенной высоты, но через 8,5 минуты связь и телеметрия были утеряны. По первоначальным данным, в кормовой части аппарата возникло воспламенение, что привело к быстрой внеплановой разборке. То есть, система автоматически взорвала вторую ступень.

Кроме того, сейчас идет анализ данных, поскольку это новая версия корабля. Нужно понять, в чем главная проблема. В общем, после следующего заявления мы сможем судить, насколько Маск был корректен или поспешен в своих выводах.

«СП»: Это крушение отразится на лунной программе SpaceX и американских проектах по освоению спутника Земли?

- Нет, не скажется. Сегодня запуски в США в основном осуществляются на Falcon 9 и Falcon Heavy. Иногда появляется информация о запусках Rocket Lab, но эта компания не настолько активна. Правда у Blue Origin 16 января получилось впервые успешно запустить свою новую ракету New Glenn. Посмотрим, что будет дальше. Эта компания пока запускала ракеты без полезной нагрузки. Однако на сегодня SpaceX является чуть ли не монополистом в США. Вообще, в американских лунных программах большая ставка сделана на Маска и его Starship, хотя не исключено участие и других компаний. Та же Blue Origin имеет контракт с NASA на запуск лунного лендера. Кроме того, 15 января ракета Falcon 9 вывела на орбиту два лунных модуля: компаний Firefly Aerospace и iSpace. То есть у американцев есть альтернативные варианты, которые в случае каких-то сложностей все равно позволят запускать миссии на Луну. Но Starship это, конечно, большой и интересный проект с хорошим финансированием.

«СП»: Неудачи их не сломят?

- Если мы посмотрим на историю производства этой ракеты-носителя, то увидим, что все начиналось с каких-то бесформенных прототипов, которые взрывались довольно часто. И в данном случае это всего лишь один из тестовых полетов - как я уже упомянула, новая версия второй ступени. Так что для искушенного зрителя трансляций космических запусков SpaceX, в принципе, ничего нового не произошло. Такое часто происходит и, скорее всего, будет происходить еще не раз и не два при следующих тестах. Дело в том, что это итерационный подход к производству ракет-носителей, который у нас не популярен. Для нас это кажется диким, и поэтому наблюдатели порой спешат объявить случившееся катастрофой, а компании предрекают едва ли не скорое банкротство: какой кошмар, случился взрыв! На самом деле, всего лишь пройден этап в процессе производства сверхтяжелой ракеты-носителя.

«СП»: В американской космической отрасли недостаток квалифицированных кадров? Ветераны космонавтики порой сетуют на это.

- Наверное, это будет справедливо, если мы говорим о компании Boeing, потому что там – множество проблем. Например, астронавтов, которых компания запустила, уже несколько месяцев не могут вернуть своими силами на Землю, они до сих пор на МКС. Кроме того, сейчас компания находится на стадии банкротства.

Но если говорить о SpaceX, то Маск, скорее, собрал все, наверное, лучшие кадры – у него проблемы с ними не стоит. Люди туда идут, они работают сверхурочно, с большим воодушевлением и огромным удовольствием.

В общем, в отношении SpaceX пока не говорится, что там какие-то сложности с инженерными кадрами. Компания считается одной из передовых. Пожалуй, более успешной из частных предприятий на сегодня мы сейчас и не можем назвать. Поэтому не стоит удивляться, если в будущем мы увидим еще какое-то количество таких взрывов прототипов. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Думаю, в ближайшие четыре года у него все будет схвачено, учитывая хорошие отношения с правительством, с избранным президентом США. Эти отношения, наверное, самый большой бонус для его всех проектов, в том числе SpaceX и космического проекта Starship.