Главные технологические провалы 2024 года

Технологические итоги года - это не только история побед и достижений, но также оглушительных провалов и фатальных ошибок. Разбираем самые неудачные кейсы в сфере информационных технологий в 2024 году.

Главные технологические провалы 2024 года
© Российская Газета

Содержание

Apple Vision ProAI PinКибербезопасностьИскусственный интеллектСоциальные сети

Apple Vision Pro

Начнем с гаджетов. Перспективная когда-то технология дополненной и виртуальной реальности буксует последние 10 лет. Такое ощущение, что каждый технологический гигант считает своим долгом закопать несколько сотен миллионов, причем не виртуальных, а вполне реальных долларов США на кладбище под названием Virtual & Augmented Reality. И вот пришла очередь Apple.

Многие, в том числе и мы, связывали определенные надежды с гарнитурой смешанной реальности Apple Vision Pro. Казалось, что компания, которая как никто другой умеет доводить чужие идеи до коммерческого успеха, вновь "покажет класс". Увы. Как пишет The Wall Street Journal, в сентябре в магазин Vision App Store было добавлено всего ДЕСЯТЬ(!) новых приложений. Выглядит это довольно позорно. Причем к концу года ситуация в лучшую сторону не изменилась. Несмотря на то что с инженерной точки зрения Vision Pro действительно выдающееся изделие, объединившее множество самых передовых технологий, большого интереса у потребителей и разработчиков гарнитура смешанной реальности от Apple не вызвала. В ежегодном опросе каталога программ Setapp 35% разработчики софта для macOS и iOS заявили, что не планируют создавать приложение для Vision Pro, а почти половина высказала сомнение в перспективах этого продукта. Наиболее частые претензии пользователей к гарнитуре Vision Pro - слишком дорогая, слишком тяжелая, слишком мало приложений. Наиболее частая претензия разработчиков - слишком мало пользователей. Выглядит такое положение вещей как замкнутый круг. Впрочем, у самой дорогой компании мира достаточно денег, чтобы, если не развивать проект, то хотя бы не хоронить его.

AI Pin

Совсем другая ситуация у выходцев из Apple, Имран Чадри и Бетани Бонджорно, основавших компанию Humane и представивших "смартфон" без дисплея и клавиш - AI Pin. Humane - совсем не студенческий стартап "из гаража". Над AI Pin работало более 140 человек и почти 60 - выходцы из Apple. AI Pin - маленький девайс, размером с большую брошь, который крепится к одежде как значок. Он оснащен процессором, модемом, ультраширокоугольной камерой, минипроектором, динамиком и микрофоном. Управление и взаимодействие с ним происходит с помощью голоса и лазерного проектора, который может проецировать текст даже на ладонь пользователя.

Создатели AI Pin хотели создать гаджет будущего, который объединил бы функциональность смартфона, компьютера, возможности искусственного интеллекта (Chat GPT) и стал бы естественным помощником человека. Презентация AI Pin вызвала большой интерес. О нем написали все технологические (и не только) издания, но ответа на простой вопрос - чем же AI Pin лучше обычных интеллектуальных голосовых помощников в смартфонах, - новое устройство стоимостью 700 долларов и требующее 20-долларовой ежемесячной подписки так и не дало. А Маркус Браунли, самый популярный техноблогер в мире, вообще заявил, что это худший продукт, который он когда-либо обозревал.

Кибербезопасность

Однако громкие неудачи в 2024 году касались не только гаджетов. И даже не столько гаджетов, сколько всего того, что называется кибербезопасностью.

Так, по мнению владельца платформы Grosa Softline Digital Ильи Абоимова главным технопровалом года была остановка работы ПО компании CrowdStrike: "Многие уже могли забыть, но 19 июля тысячи компьютеров под управлением Windows показали "экран смерти", из-за чего произошли массовые сбои в системах авиаперевозчиков, медиакомпаний, больницах. Сбой был вызван дефектом в обновлении, которое предназначалось для защиты компьютеров от кибератак".

Согласно различным оценкам, финансовые потери от сбоя составили около 5,4 млрд долларов. Акции CrowdStrike упали на 15% на следующий день после инцидента, что эквивалентно убытку в 11,5 млрд евро. Авиакомпания Delta сообщила о значительных потерях из-за отмены почти семи тысяч рейсов и большого количества запросов на возврат денег от пассажиров и выставила иск CrowdStrike на 500 миллионов долларов для возмещения убытков.

Вообще, количество утечек данных разной степени важности и конфиденциальности из информационных систем компаний и организаций в 2024 году превысили все мыслимые пределы.

В 2024 году группа хакеров, действующая под именем USDoD, опубликовала базу данных, в которой содержалась информация о почти 2,9 млрд жителей Земли. Утечка была связана с компанией National Public Data, также известной под именем Jerico Pictures, которая занимается проверкой данных о людях.

А утечка данных из Ticketmaster коснулась "всего" 560 миллионов человек. В заявлении, поданном в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам, компания Live Nation сообщила, что выявила "несанкционированную активность в среде сторонней облачной базы данных, содержащей данные ее дочерней компании Ticketmaster LLC" и начала расследование.

Утечка медицинских данных Change Health Group (дочернее предприятие UnitedHealth Group), которое управляет финансами медицинских учреждений, затронула более 100 миллионов человек

Рекордной же оказалась база данных, выложенная в даркнете (теневой подпольной сети) на продажу под названием The Mother of All Breaches (MOAB) "Мать всех утечек". Эта компиляция содержала 12 терабайт информации, охватывающих более 26 миллиардов записей из не самых последних технологических компаний. Вот впечатляющий, но далеко не полный их список.

Adobe: 153 млн записей;AdultFriendFinder 220 млн записей;Canva 143 млн записей;Dailymotion 86 млн записей;Deezer 258 млн записей;Dropbox 69 млн записей;LinkedIn 251 млн записей;Myspace 360 млн записей;Telegram 41 млн записей;Tencent QQ 1,4 миллиарда записей.Weibo 504 млн записей;X/Twitter 281 млн записей.

MOAB - это не просто еще одна утечка. Эксперты отмечают, что это по-настоящему тревожный звонок для всего бизнеса, демонстрирующий огромный потенциал угроз личной и корпоративной безопасности. Использование данных из социальных сетей и государственных учреждений подчеркивает грандиозную широту и глубину проблемы.

Сказать, что Россия была в стороне от волны утечек в минувшем году, тоже нельзя.

Так, за 11 месяцев 2024 года Роскомнадзор зафиксировал 127 случаев распространения в интернете баз данных, содержащих более 680 млн записей.

Еще один громкий скандал, связанный уже с безопасностью коммуникаций, произошел в оборонном ведомстве Германии. По мнению Арсена Мартиросяна, PR-директора компании Труконф "облачным провалом" года можно назвать видеоконференцию военных ФРГ, когда результаты секретных переговоров в сервисе видеоконференций Webex сразу же попали в СМИ: "Таких кейсов немало - на самых разных уровнях, но этот наиболее яркий, портящий репутацию всему облачному сегменту сервисов для коммуникаций на международном рынке".

Искусственный интеллект

Не миновали скандалы и модную тему искусственного интеллекта. Известно, что генеративные модели больших компаний подвергаются так называемому "выравниванию" (англ. - alignment), это касается как генерации текста, так и изображений. "Когда компания Google в начале 2024-го выпустила нейросеть Gemini с возможностью генерации изображений, то немного перестаралась с выравниванием: модель начала генерировать, например, женщин-священников, а нацистов, отцов-основателей США и викингов выдавала в виде представителей разных этнических групп. Такое историческое и фактологическое нарушение вызвало волну возмущений, а некоторым даже дало повод обвинять Google в социальной инженерии. В результате уже 22 февраля Google отключили этот функционал и отправили модель на доработку", - отмечает ведущий CV-инженер Softline Digital Владимир Валеев.

Социальные сети

После того как некоторые социальные сети, принадлежащие зарубежным компаниям, стали недоступны в РФ, российские стартапы попытались занять освободившуюся нишу и запустить свои социальные сервисы. Однако относительно успешный кейс связан с сингапурским сервисом коротких видео Likee, который заменил неработающий в России TikTok для самой юной части аудитории. По мнению партнера и директора по развитию компании HRlink Дмитрия Махлина, отечественные продукты часто получились полупрофессиональными, что повлияло на реакцию пользователей, которые привыкли к работе с эффективными алгоритмами и налаженной рекомендательной системой: "Причин неудач несколько. Одна из них - зарубежные платформы работают с глобальной базой пользователей, а российский внутренний рынок оказался слишком мал, чтобы такие проекты могли масштабироваться. В связи с этим у инвесторов не возникло к ним интереса. При этом запуск новой социальной сети требует больших вложений именно на первом этапе, когда значительная доля бюджета идет на продвижение платформы".