Отходы угольных ТЭЦ используют в дорожных проектах
Золошлаковые отходы, которые образуются на ТЭЦ и в котельных при сгорании угля для производства электроэнергии и тепла, могут быть переработаны и использованы в дорожном строительстве. Сегодня эта практика используется все большим количеством регионов.
Золошлаковые смеси могут применяться для устройства земляного полотна, создания слоев дорожной одежды, укрепления грунтов, а также при производстве асфальтобетонной смеси. Наиболее распространено применение золошлаковых отходов в дорожных проектах в восточной части страны. В некоторых регионах удалось добиться внушительной доли использования отходов при строительстве дорог, в других - этот вопрос только поставлен на обсуждение.
Эксперты объясняют, что в европейской части страны для стабилизации грунтов при дорожном и других видах строительства применяют известняк, который обходится слишком дорого для проведения работ в Сибири. Вместо него в ряде случаев может использоваться оставшаяся после получения энергии зола, которая при переработке из мусора превращается в строительный материал.
Опыт применения в сибирских регионах золошлаковых материалов (ЗШМ) и золы-уноса в дорожно-строительной сфере, для рекультивации земель и укрепления берегов, оврагов уже называют успешным. Потребность в материале, который заменяет более дорогостоящий природный, с каждым годом растет.
Уже несколько лет около семи миллионов тонн вторичных материалов от ТЭЦ направляют на рекультивацию отработанных участков в добывающей отрасли Кузбасса и Красноярского края. В этом году золошлаки направляли для семи крупных проектов рекультивации и отсыпки территорий. Они идут на опытно-промышленный участок "Ачинский" угольного разреза "Назаровский", горные отвалы ликвидированной шахты "Байдаевская", а также на неэксплуатируемый золоотвал Ново-Кемеровской ТЭЦ.
Переработанная зола хорошо подходит для выравнивания больших по площади пространств. К примеру, ее применяют для рекультивации глиняных карьеров в Новосибирске и Барнауле, рекультивации полигона ТКО в Барышевском сельсовете Новосибирской области и еще ряда проектов. Эти проекты требуют большой объем золошлаков - не менее 1,3 миллиона кубических метров. Обеспечить его планируется за счет Новосибирской ТЭЦ-5. Уже сейчас около половины ее золошлаков отправляется не на золоотвал, а во вторичную переработку.
Половину золошлаковых направлять на переработку и повторное применение планирует Сибирская генерирующая компания (СГК), сообщили в дирекции по связям и коммуникациям компании. Сейчас в хозяйственный оборот ежегодно вовлекается 2,8 миллиона тонн или 25 процентов от общего объема золошлаков, образующихся на объектах компании.
Также в Минтрансе Бурятии также недавно прошло обсуждение применения золошлаковых отходов в дорожном строительстве. ТЭЦ-2, отходы которой планируется использовать в дорожном строительстве, будет вырабатывать около 180 тысяч тонн золошлаковых отходов в год. По предварительным расчетам в дорогах Улан-Удэнской агломерации, при изготовлении асфальтобетонной смеси, может быть использовано ориентировочно 25 тысяч тонн золошлаков, и еще 10 тысяч тонн при устройстве земляного полотна. Планируется взять образцы золошлаков и провести испытания в лаборатории Бурятрегионавтодора, работа будет проведена в этом году.
В этом году золу-унос впервые использовали для стабилизации грунтов при строительстве склада. Обычно этот материал применяется производителями строительных блоков, бетонов, железобетонных изделий, сухих строительных смесей, гидроизоляционных материалов, цемента.
Спрос на золу может сделать ненужными площадки, которые использовались для ее хранения
Проект был реализован при строительстве складского комплекса площадью 30 тысяч квадратных метров в промзоне левобережья Новосибирска. Генподрядчик проводил осушение и стабилизацию почвы при помощи золы-уноса. Золу-унос смешивали с грунтом и распределяли по площадке. Для строительства нового склада потребовалось около десяти слоев и 90 тонн материала.
Эта практика может стать успешной при строительстве промышленно-логистических парков, вертикальной планировки территорий. В европейской части страны для стабилизации грунта применяют известняк, но в Сибири это слишком дорогостоящий вариант - за счет удаленности от сырьевой базы. Буроугольная зола-унос может стать ему адекватной заменой. Она хорошо устраняет избыточную влагу, придает грунту устойчивость. А за счет низкой стоимости материала она может использоваться на объектах, где требуется выравнивание ландшафта.
Уже сейчас понятно, что золошлаки становятся востребованным материалом. Потребность в золе-уносе может в некоторых территориях превысить технологические возможности перерабатывающих ее производств. В то же время ее переработка и использование в строительстве может достаточно быстро дойти до стадии, когда площади для ее хранения, где горы золы лежат мертвым грузом, больше не потребуются.
Золошлаки являются не единственными отходами энергетического комплекса, использующимися в дорожном строительстве. Есть технологии применения нефтяного шлама как добавки, повышающей качество асфальтобетонной смеси. А также отработанных моторных масел в производство пластификаторов.
В рециклинг идут все новые материалы. Так, коллектив ученых Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского архитектурно-строительного университета и Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН разработал эффективный способ применения цементно-песчаного камня (ЦПК), образующегося при разрушении бетонных и железобетонных конструкций.
Как отметил старший преподаватель кафедры физической химии факультета естественных наук НГУ Павел Симонов, ежегодно на планете образуется до 2,5 миллиарда тонн строительных отходов.
"В России проблема утилизации таких отходов тоже особенно актуальна в связи с их накоплением при сносе или реконструкции старых зданий и сооружений, построенных еще в 50-60-е годы прошлого века. До 15-20 процентов остатков в виде тонкой порошковой фракции ЦПК не утилизируется. К сожалению, до настоящего времени ее просто захоранивали или использовали для отсыпки", - сообщил ученый. Ученые предложили экономичную технологию, при которой крошки ЦПК перерабатываются в активную коллоидную добавку (АКД). В результате до 30 процентов цемента можно заместить на АКД без потери прочности бетонных составов.
На открытом год назад в Новокузнецке Кемеровской области предприятии перерабатывают крупногабаритные шины в резиновую крошку, которую используют при строительстве дорог, внутренних и наружных водонепроницаемых покрытий для спортивных и детских игровых площадок. В Кузбассе накапливается только крупногабаритных шин около 30 тысяч тонн. Основное их количество накапливается в угольных компаниях, на службе которых находится карьерная техника БелАЗ.