Специалисты рассказали, как мошенники используют мессенджеры

Последние годы злоумышленники всё чаще используют для своих мошеннических схем мессенджеры. Россиянам звонят с различных номеров и представляются сотрудниками органов безопасности, других правоохранительных органов, а также работниками сотовых компаний и т. д. Мошенники активно используют мессенджеры как универсальный инструмент для обмана. Они применяют социальную инженерию, чтобы выманивать у жертв деньги, данные банковских карт или другую конфиденциальную информацию. Среди популярных у мошенников мессенджеров выделяются WhatsApp, Telegram и Viber. При этом, как отмечают специалисты, мошенники чаще выбирают Viber.

Специалисты рассказали, как мошенники используют мессенджеры
© Depositphotos

«Мошенники активно используют мессенджеры как универсальный инструмент для обмана, эксплуатируя их удобство и широкую популярность… Часто они создают поддельные аккаунты, копируя профили реальных людей. Среди мессенджеров, особенно популярных у мошенников, выделяются WhatsApp, Telegram и Viber. При этом мошенники чаще всего выбирают Viber для своих схем из-за его широкой популярности, особенно среди представителей старшей возрастной группы», — рассказал в беседе с RT член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

По его словам, этот мессенджер позволяет обмениваться сообщениями, звонками и мультимедийным контентом без необходимости подтверждения личности через строгие системы безопасности.

Кроме того, Viber, как и остальные мессенджеры, поддерживает функции звонков и обмена голосовыми сообщениями, поэтому, используя украденные или поддельные номера, мошенники могут выдавать себя за сотрудников банков, служб безопасности или родственников.

«Многие пользователи доверяют звонкам и сообщениям в мессенджере больше, чем обычным смс или электронной почте, что делает их более уязвимыми для таких атак», — подчеркнул собеседник RT.

В целом мессенджеры сегодня можно назвать флагманским инструментом мошенников, отметил в беседе с RT доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Иван Соловьёв. При этом он подчеркнул, ни один представитель государственных органов не будет звонить человеку с помощью мессенджера.

«Это не предусмотрено, это запрещено, и по мессенджеру осуществляются только личные звонки. Поэтому, если звонок поступает в мессенджере, 99% это мошенничество», — отметил юрист.

По популярности, по его мнению, среди злоумышленников лидирует Viber.

«Я, наверное, выделил бы Viber, потому что там огромное количество идёт звонков. WhatsApp — в основном это фишинг. Также популярен Telegram, но там, скорее, похищение аккаунта и также вредоносные ссылки, которые присылаются. Поэтому, наверное, по градации я бы на первое место поставил Viber, потом Telegram и потом WhatsApp», — заключил Соловьёв.

Мошенники используют мессенджеры для двух задач. В первую очередь — для звонков. Например, от имени ФСБ, МВД, Почты России, «вашего банка» или любой другой организации. Также злоумышленники активно используют угон (подделку) учётных записей мессенджеров для рассылки по контактной книге сообщений от имени хозяина аккаунта. Например, с просьбой о деньгах.

При этом, как считает генеральный директор SafeTech, эксперт рынка НТИ SafeNet (Сейфнет) Денис Калемберг, если говорить о звонках, то чаще всего используют Viber. А вот если есть сообщения от имени знакомых в мессенджерах, то чаще всего используется Telegram.

«Скорее всего, это связано с тем, что аккаунты тут без привязки к номеру телефона и мошенники часто создают поддельный аккаунт. Например, от имени генерального директора компании и с его фото», — отметил он.

Так, одна из самых распространённых схем касается трудовых коллективов, уточнил в разговоре с RT исполняющий обязанности председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

«От имени руководителя сотруднику среднего звена поступает секретное «спецзадание». Либо говорят про якобы ночные несанкционированные переводы с вашего счёта в адрес каких-нибудь запрещённых экстремистских группировок, которые в том числе находятся на территории Украины… После чего вступают в игру разного уровня подготовки мужчины и женщины, которые представляются сотрудниками «специальных служб», вводят неподготовленного человека в состояние стресса, постоянно находятся на связи», — предупредил парламентарий.

В конечном счёте, по его словам, всё сводится к снятию денег с карты и переводу их на «безопасный счёт» либо к оформлению кредита.

Об этой схеме также упоминали в ВТБ. Так, заместитель председателя правления ВТБ Георгий Горшков подчеркнул, что мошенники начали изучать окружение будущей жертвы и записывают голоса коллег или начальника.

Как защититься?

Эксперты сходятся во мнении: в первую очередь, чтобы обеспечить свою безопасность при общении в мессенджерах, важна бдительность.

«Лучшая защита — бдительность», — подчеркнул Денис Калемберг.

Для обеспечения безопасности также рекомендуется использовать мессенджеры с надёжным шифрованием. Более безопасными, по мнению директора департамента расследований T.Hunter, эксперта рынка НТИ SafeNet (Сейфнет) Игоря Бедерова, могут быть признаны мессенджеры непубличные, которые не привязываются к телефонному номеру и применяются для общения с близкими.

«Используйте двухфакторную аутентификацию для дополнительной защиты вашего аккаунта и используйте для его защиты дополнительный облачный пароль. Своевременно обновляйте приложение мессенджера. Не предоставляйте личные данные и тем более банковские данные через мессенджеры. Не отвечайте на подозрительные запросы или предложения», — уточнил он.

В целом необходимо повышать свою осведомлённость о схемах мошенничества и повышать цифровую грамотность, добавил в разговоре с RT СЕО группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов.

«Сейчас в этом отлично помогают как государственные, так и окологосударственные структуры, создавая различные инструкции и схемы. Так, если вы придёте в МФЦ, там будут карточки с примерами схем голосовых мошенников и вам расскажут, что на такие звонки нужно не отвечать. Официальный канал ЦБ регулярно выкладывает новые уникальные случаи мошенничества, комментируя детали. И ещё множество ресурсов, в том числе и каждый банк, регулярно инструктируют своих пользователей, чтобы люди могли избежать уловок мошенников», — уточнил Аверьянов.

В ФСБ России ранее также призвали внимательно относиться к звонкам и сообщениям от друзей, знакомых, коллег, утверждающих, что они попали в беду и им срочно требуется крупная сумма.

«Призываем внимательно относиться к звонкам и сообщениям ваших родственников, друзей, знакомых, коллег, утверждающих, что они попали в беду и им срочно требуется крупная сумма. Позвоните им сами, задайте вопросы, на которые могут знать ответ только они, убедитесь, что вас не пытаются обмануть», — говорится в заявлении службы.

В ФСБ также перечислили слова и фразы, которые чаще всего используют телефонные мошенники. Среди них: «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет», «представитель службы безопасности банка», «безопасный счёт», «единый расчётный счёт Центрального банка России», «ваш гражданский долг», «сообщите код из смс / данные вашей карты / паспорта / СНИЛС».

Для повышения безопасности при использовании мессенджеров заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков советует:

— быть осторожными с незнакомыми контактами, не отвечать на звонки и сообщения с неизвестных номеров, особенно если они запрашивают личные данные или предлагают произвести финансовые операции;

— всегда проверять информацию, не доверять сообщениям о срочных переводах денег или выигрышах в лотереях без подтверждения из официальных источников;

— регулярно устанавливать обновления мессенджеров для получения последних функций безопасности;

— никогда не сообщать по телефону или в сообщениях паспортные данные, номера банковских карт, пароли и коды из смс;

— активировать в мессенджерах функции блокировки спама и нежелательных контактов;

— повышать цифровую грамотность и изучать распространённые схемы мошенничества, объяснять их своим близким, особенно пожилым людям.