Как вузы и школы делают науку

Сегодня много говорят о наставниках - людях, которые помогают школьникам и студентам загореться наукой, знанием, делом. Чем раньше наставник появится, тем путь в науку будет интереснее.

Как вузы и школы делают науку
© Российская Газета

Анастасии Физиковой - генетику и старшему научному сотруднику направления "Медицинские биотехнологии" Университета "Сириус" повезло: тот самый человек попался ей уже в школе.

- В биологическую лабораторию я пришла еще в девятом или десятом классе. И так получилось, что моя школьная учительница биологии, которая и зажгла меня наукой, позже стала моим научным руководителем в университете. Под ее руководством написала кандидатскую диссертацию, - рассказала Анастасия в беседе с "РГ". - Можно сказать, что своим примером я иллюстрирую ценность наставника для развития и ученого, и человека в целом.

Анастасия - выпускница СПбГУ, первой в истории России кафедры генетики и биотехнологий. Защитила кандидатскую по микроорганизмам, в "Сириусе" сначала работала с растениями, а теперь занимается клетками млекопитающих, используя методы генетического редактирования.

На прошедшем недавно на федеральной территории "Сириус" IV Конгрессе молодых ученых Анастасия представила свое "ноу-хау" - редактирование винограда. Как мы, журналисты, правим тексты, так и ученые "вносят правки" в геномы растений, чтобы они стали более устойчивыми к болезням и внешнему воздействию.

Видно, что Анастасия гордится своей методикой, рассказывает о ней, что называется, "взахлеб", но при этом так, что человек, далекий от науки, все понимает. И это тоже во многом заслуга наставников, которые встретились на пути будущего ученого - вовремя.

- Наука - это, мне кажется, одна из самых интересных сфер деятельности, постоянное движение, поиск, открытия, и даже ошибки здесь хоть и огорчают, но дают стимул идти дальшe, - делится Физикова.

"Редактор винограда" в "Сириусе" не раз работала со школьниками, которые приезжают сюда со всей страны.

- Некоторые приезжают очень замкнутыми, закрытыми, приходится с ними много разговаривать, "открывать", - говорит Анастасия. - В их школах, видимо, не слишком дают свободу мысли, возможно, требуют "сидеть смирно". А хочется, чтоб учителя ценили порывы мысли, давали возможность эксперимента, умели направить в нужное русло. Сейчас такое время, когда доступ к информации - безграничный. Взрослому человеку порой сложно сориентироваться. Что уж говорить о детях. Редкий ребенок заранее точно знает, чем он хочет заниматься. У него есть интересы, но его нужно направлять, его нужно развивать, ему нужно подсказывать, показывать этот мир, ловить момент интереса и не давать затухать этому интересу.

Кстати, на конгрессе свои разработки представляли студенты, аспиранты многих вузов России, а также школьники.

Так, Сеченовский университет последние пять лет активно занимается научными разработками: в составе Института бионических технологий и инжиниринга есть передовая инженерная школа. Вуз показал мягкую реабилитационную перчатку для пациентов с нервно-мышечными расстройствами после инсульта, травм и мягкий захват, созданные на основе уникальных эластомеров, которые сжимаются и разжимаются под действием пневматического принципа. Раньше в России таких не было.

Наука - одна из самых интересных сфер, постоянное движение, и даже ошибки здесь дают стимул идти дальше

Кроме того, молодые ученые продемонстрировали пластырь - аналог холтеровского мониторирования, который может в течение двух недель беспрерывно снимать данные для ЭКГ. Сейчас прибор находится на стадии медицинской регистрации, а с нового года поступит в свободную продажу.

Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" показал макет синхротрона (наномикроскопа) - единственного в России специализированного источника синхротронного излучения.

Восьмиклассник из Снежинска, участник "Движения Первых" Тимофей Осипов придумал технологию для быстрого введения инъекций.

- Это устройство для последовательного автоматического ввода иглы с последующим вводом препарата. Многим людям довольно сложно ставить уколы самостоятельно просто шприцем, многие в принципе этого боятся, кто-то не умеет. Врач не всегда приезжает быстро, а помощь может потребоваться экстренно, - объяснил Тимофей. - Механизм такой: в аппарат вставляется шприц с лекарством, нажимаем на кнопку - и сначала идет медленное введение иглы, а потом на шприц давит поршень и вводит лекарство.

Тимофей, конечно, будет дорабатывать изобретение: сделает его более компактным и рассчитает скорость введения иглы так, чтобы сначала она на треть вводилась быстро, а потом уже более медленно.

Мнение

Максим Поташев, российский математик, игрок "Что? Где? Когда?":

- Надо работать над тем, чтобы у детей был серьезный интерес к науке и желание реализовать себя в этой области. Привить интерес можно только примером. Именно поэтому так важен образ ученого и, в особенности сегодня, ученого-инженера как героя. Сегодня наука двинулась вперед после долгого перерыва и в последние годы созданы все условия. Проблем по-прежнему много, но они решаемы.