Лед в Арктике может полностью растаять через три года из-за потепления. Как свидетельствуют данные исследования, проведенного учеными Гётеборгского университета, изменение климата уже привело к ослаблению ледяного покрова. Исследователи обнаружили, что если осенью, зимой или весной произойдет ряд не совсем обычных погодных явлений, то существует реальный риск того, что летом морской лед полностью растает. И это может произойти уже до 2030 года, даже в 2027 году, говорится в публикации на официальном сайте университета.
Сможет ли российский бизнес вскоре отказаться от ледокольного флота? И какие выгоды может принести таяние льдов логистике Северного морского пути? Отвечает эколог, исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» ассоциации «Охраны природы» Владимир Чупров:
Владимир Чупров, эколог, исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» ассоциации «Охраны природы»: «Речь идет о ледовом покрове Северного Ледовитого океана, который может исчезнуть на какое-то время. У нас есть сентябрьский ледовый минимум, во время которого площадь льда самая низкая, вот она может превратиться в ноль, и несколько дней Северный Ледовитый океан будет без ледовой шапки. Северный полюс освободится — можно будет пройти судам спокойно, без ледоколов, но это продлится несколько дней, может, несколько недель, потом все опять скует льдом. Поэтому с точки зрения последствий нужно понимать, что это будет разовое явление, не весь год, весь оставшийся год в любом случае потребуется ледокольная обработка, потребуется навигация, потребуется то, что сейчас требуется для транспортного судоходства в Северном Ледовитом океане. Что касается сроков: три года я, наверное, не закладывал бы, но то, что это может произойти в ближайшие 20-30 лет, ученые об этом говорят. К какому-то периоду, если мы приведем период, когда Ледовитый океан окажется безо льда, у нас будет только однолетний лед. Это правда. Это наблюдается и на земле, это очень большая проблема. Кстати, в регионах, где заброска транспортом в основном происходит в зимний период, на ледовых переправах, когда намораживает мосты, во все остальное время там либо распутица, либо вертолет. Зимняя заброска снижается в разных местах на несколько недель, может, на несколько месяцев. Это большой экономический удар по регионам, которые сидят на этом завозе, на зимниках. Что касается вечной мерзлоты, она деградирует повсеместно, это зона риска для инфраструктуры, в первую очередь трубопроводной, то есть ниток газопровода. Это наблюдают газовики, нефтяники».
Сказать, что ситуация с северным судоходством как-то принципиально изменилась, нельзя, отмечает первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян, первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт»: «Конечно, если льдов в Арктике не будет, это будет зона, открытая для судоходства, и это существенно сократит путь из Азии в Европу. Но это совершенно нереальный сценарий, потому что, как показывает практика, в той же Арктике идет циклическое повышение, понижение температуры, то есть, условно говоря, могут быть три года теплые, а потом три года холодные. Мы с этим сталкиваемся постоянно на протяжении последних 15 лет. Холод меняется теплом, и мы особо не замечаем уменьшения ледового покрова. Мы — это судоходчики, люди, которые управляют флотом. Этот год, например, был теплый, но льды никуда не делись, они мешают, очень сильно усложняют судоходство — и зимой, и летом. Мы говорим, мечтаем о круглогодичной навигации по трассе Севморпути, в Арктике, но мы даже летом не всегда можем ходить без ледокола, хотя есть периоды в какие-то годы, когда трасса СМП освобождается ото льда. Но последние несколько лет такого не было, поэтому все эти рассуждения о том, что через три года или через 20 лет будет отсутствие льда, похожи на фантастику. Наличие льдов в Арктике делает в том числе и нас сильными, потому что у нас есть достаточное количество ледокольного флота, это дает определенный контроль над этой акваторией. Если там будет отсутствие льда, туда будут соваться все кому не лень, и мы не сможем держать руку на пульсе, то есть регулировать судоходство в Арктике, а это важно и с точки зрения безопасности, и бизнес-процессов, контроля грузов».
Как отмечается в публикации исследователей Гётеборгского университета, если 20 лет назад толщина льда в Арктике достигала двух и более метров, в этом году она составила в среднем один метр.
Согласно погодному моделированию, таяние льдов в Арктике кардинально повлияет не только на экосистему данного региона, но также и на погоду во всем Северном полушарии.