В России появился рейтинг авторов и каналов в Telegram
В России заработал Топ-500 авторов соцсетей по тематикам. Публичные тематические рейтинги русскоязычных авторов соцсетей ВКонтакте, Дзен, YouTube, Telegram и TikTok созданы с помощью искусственного интеллекта (ИИ) и представлены в разделе Тренды на сайте Brand Analytics.
Как рассказали "РГ" в компании, за присвоение автору той или иной тематики отвечает ML-модель, разработанная в Brand Analytics и успешно применяемая в одноименной аналитической системе. Искусственный интеллект определяет тематики публикаций автора за анализируемый период и выделяет главную, которой посвящено наибольшее число публикаций. Если у автора есть вторая значимая тематика, то она также присваивается автору. Ключевые особенности проекта - большая глубина рейтингов (до 500 позиций по каждой тематике), а также экспертная верификация. Для составления рейтингов платформа Brand Analytics ежемесячно обрабатывает более 3 млрд публичных русскоязычных сообщений пользователей соцмедиа.
Сейчас доступны рейтинги за месяц по 11 категориям. С 2025 года для анализа станут доступны данные за последний календарный квартал 2024 года и проект перейдет на ежеквартальные рейтинги. Лайфстайл-блогеры, у которых не преобладает ни одна из тематик, сейчас не включены в рейтинг. В будущем планируется запустить рейтинг и для лайфстайл-блогеров.
Рейтинги за октябрь при запуске проекта были рассчитаны по показателю "Аудитория" - количеству потенциальных читателей автора или группы. Следующее обновление рейтингов будет рассчитываться по-новому, с учетом оценки внимания к автору со стороны читателей - на основании показателей "Просмотры" и "Вовлеченность". Для каждой соцсети будет выбран оптимальный для нее параметр.
Опрошенные "РГ" эксперты отмечают важность появления независимого инструмента, который должен заполнить пустоту, возникшую на рынке после закрытия в 2014 году сервиса Яндекс.Блоги и позволяющего оценивать аудиторию соцсетей и публичных каналов. Однако отмечают сырость решения, в частности то, что в едином потоке собраны и блогеры, и страницы брендов, и каналы СМИ.
"Множить сущности и усложнять структуру проекта представляется нецелесообразным. Мы исходим из структуры, которая заложена в самой соцсети. Тем более, когда в каждом рейтинге до 500 авторов, вы точно никого не потеряете, у вас все "как на ладони" - и чисто блогерский канал, и брендовый, и канал тематического СМИ. Мало того, у вас есть удобная возможность сравнить между собой популярность разных каналов, чтобы принимать решение о сотрудничестве с тем или иным автором или каналом с учетом его популярности.
При этом мы умеем автоматически вычленять профили СМИ. Поэтому когда соберем обратную связь о проекте подумаем о возможности маркировать различные каналы по типам", - говорит Василий Черный, директор по маркетингу Brand Analytics
"Появление нового инструмента аналитики или рейтинга обычно оказывает позитивное влияние на рынок. Это позволяет задать определенные ориентиры для всех игроков. Раньше было подобный инструмент от Яндекса и им активно пользовались. Правда в 2014 году его закрыли", - отмечает Александр Кукса, сопредседатель комитета по Influencer Marketing АРИР.
Он добавил, что рынку нужен еще один инструмент, "который мог бы быстро отслеживать появление ярких новичков, показывающих самый быстрый рост".
"Рейтинги - это отличная отправная точка для выбора блогеров, особенно для новых рекламодателей, которые только начинают разбираться в рынке. Однако слепо доверять даже самым авторитетным рейтингам не стоит. Необходимо обязательно проводить дополнительные проверки блогеров, чтобы убедиться в качестве аудитории и отсутствии накруток", - рассказала Евгения Казакова, СЕО Perfluence.
"Я думаю, что наши два списка эффективных авторов в Telegram, которые мы создали вместе с каналом "Мамка блогеров" и один из которых впоследствии дополнительно проанализировала платформа Who is blogger, задали тренд и по количеству обратной связи показали, насколько рынку нужны подобные инструменты. Количество авторов растет, аналитические системы помогают верифицировать их с точки зрения вовлеченности аудитории. Но следующий шаг для подобных рейтингов и списков - это и вовлеченность и эффективность", - отмечает глава агентства hello blogger и президент Ассоциации блогеров и агентств Таня Иванова.