Войти в почту

Каких успехов достигают столичные школьники в Московском дворце пионеров

В преддверии Всемирного Дня науки «Вечерняя Москва» выяснила, как и чему юных исследователей обучают в Московском дворце пионеров. А также какими научными специальностями интересуются столичные школьники.

Каких успехов достигают столичные школьники в Московском дворце пионеров
© Вечерняя Москва

Московский дворец пионеров сегодня является крупнейшим центром дополнительного образования для детей и школьников в России. Здесь работают 16 подразделений, в которых представлено более 1,6 тысяч образовательных программ. В научных лабораториях, технических кружках и классах занимаются более 46 тысяч детей.

Для юных учеников Всемирный День науки — особая дата. Праздник, который напоминает всему миру о необходимости использования научно-технических достижений на благо человечества, отмечается во всем мире с 2002 года.

Успешными представителями российской научной школы стали тысячи выпускников Московского дворца пионеров, которые сегодня с теплом вспоминают время, когда посещали кружки и секции.

Воспитанники Дворца пионеров и сегодня активно демонстрируют свои успехи. Это разработки и изобретения учеников центра технического образования, в котором обучаются более 6 тысяч детей. Здесь открыто более 100 кружков по самым разным направлениям точных и прикладных наук, в которых можно реализовать свои способности и интересы — от занятия хобби до выбора профессии.

Раскрыть талант и выбрать свой путь в жизни начинающим химикам, зоологам и биологам помогают в центре экологического образования Московского дворца пионеров. Здесь реализуется около 100 образовательных программ для детей всех возрастов, которых обучают 25 опытных педагогов.

Юннатские традиции дополнительного образования в Московском дворце пионеров заложили еще в 1936 году, когда здесь создали систему работы натуралистических кружков. Со временем организовали отдел биологии, живой уголок и зоологический музей. Среди тех, кого заинтересовало такое научно-образовательное многообразие был и Андрей Викторович Литаров, сегодня успешный биолог, заведующий лабораторией вирусов микроорганизмов Института Микробиологии имени Сергея Николаевича Виноградского. В 1987 году на научной базе кружка цитологии он успешно подготовился к конкурсу «Эксперимент в биоспутнике» и занял первое место, обойдя участников более чем из 50 стран мира.

— Организаторы конкурса обратились в отдел юных космонавтов. Мой преподаватель узнала об этом и порекомендовала поучаствовать. Мы тогда успешно запустили в космос спутник с растительными культурами, чтобы посмотреть, как он будет выделять вещество-антибиотик. Сам кружок цитологии, куда я ходил, был хорошим источником знаний и очень правильным местом с такими душевными взаимоотношениями, где культивировался интерес к этой науке. Это было ценно и важно. И поэтому так всё хорошо получалось, — рассказывает Андрей Литаров, доктор биологических наук, заведующий Лабораторией вирусов микроорганизмов Института Микробиологии имени Сергея Николаевича Виноградского.

Довести свои успехи до космических высот удалось и другому воспитаннику Московского дворца пионеров Сергею Николаевичу Рязанскому. Будущий летчик-космонавт, Герой России с 12 лет ходил в кружок микробиологии. Полученные знания помогли поступить в университет и успешно защитить диссертацию по теме «Физиология человека и животных. Космическая медицина».

— Мы на кружке микробиологии собирали пробы воздуха в разных участках дворца, выращивали колонии микробов. Потом их определяли. Смотрели, где большая патогенная флора и фауна. В общем, это была такая хорошая проектная научная деятельность. Любознательность, самостоятельный поиск ответов на вопросы. И вот этот образ мышления, он как раз прививается в проектах, в кружках. Ребёнок сам творит и делает своё научное исследование, — говорит Сергей Рязанский, лётчик-космонавт, Герой России.

Один из самых активных авторов научных проектов за всю историю Московского дворца пионеров — инженер-конструктор Дмитрий Владимирович Затекин. В седьмом классе он пришел в кружок робототехники. Первое место в конкурсе инженерных проектов школьников «Инженерный старт», а также участие в других соревнованиях центра технического образования помогли юному учёному сдать демонстрационный экзамен по компетенциям «Мехатронные системы. Электромеханика», «Робототехника. Программирование систем управления» и «Прототипирование». Сегодня эти знания помогают ему в работе над проектированием систем отделения космических кораблей.

— У меня в общей сложности за годы обучения в Московском дворце пионеров накопилось 100 грамот и благодарностей. Всегда было интересно посмотреть, кто чем занимается. Такая общая движуха. Есть дни открытых дверей, когда каждый кружок себя представляет. И можно в смежных тематиках проконсультироваться. Допустим, робот на воде обсудить в судостроении и протестировать в бассейне. Такая инфраструктура дворца очень мотивирует, — делится воспоминаниями Дмитрий Затекин, инженер-конструктор.

Сегодня для столичных школьников обучение в Московском дворце пионеров — это возможность создать свои изобретения, провести интересующие исследования и, конечно же, подготовиться к обучению в вузах. Выбрать свой путь в науке здесь уже успешно удалось нескольким поколениям учеников — юным талантам, для которых Московский дворец пионеров стал путеводной звездой в жизни и в профессии.