Об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
По информации, предоставленной пресс-службой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», вуз и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование.
спользование практик ИИ в высшем образовании / https://www.ict.eu/
В докладе «Искусственный интеллект в образовании», который представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже применяющих в своей деятельности искусственный интеллект (ИИ), НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» проанализировали ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий ИИ в образовательной сфере. Цель проекта – помочь вузам внедрять искусственный интеллект, опираясь на опыт других университетов.
Упомянутое исследование включает внушительный блок реальных кейсов и примеров, в том числе на тему практического использования ИИ в ведущих университетах мира: от помощи студентам в объяснении понятий и переводе текстов до структурирования материалов и подготовки учебных документов.
Авторы проекта провели анализ целого ряда социологических исследований по всему миру и выявили, что ИИ уже активно применяется как в образовательной (на сегодняшний день 49% студентов используют генеративные технологии), так и в управленческой и исследовательской деятельности. При этом положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. Самыми популярными среди основных способов применения новых технологий оказались прояснение и работа с вопросами для понимания по конкретным дисциплинарным концепциям (56% тех, кто использует GPT), на втором месте – задачи исследования и работы с литературой (45%), на третьем – перевод текстов (42%) и на четвёртом – создание и анализ текстов (39%).
Также отмечается, что эксперты НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование», для того чтобы сделать материал максимально интерактивным, создали специальный онлайн-ресурс, на котором собраны примеры и кейсы. Речь идёт о площадке, представляющей собой живое пространство, которое не только демонстрирует примеры использования ИИ, но и формирует картину возможных сценариев его применения в образовательной среде. Университеты, внедрившие в свою деятельность практики применения ИИ, могут отправить свои кейсы авторам через специальную форму на сайте, и их добавят в кейсотеку.
В докладе прописаны ключевые направления интеграции ИИ в деятельность студентов, преподавателей, исследователей и управленцев. Подобные сферы могут стать ближайшими зонами развития ИИ в университетах.
Отмечается также, что у Высшей школы экономики уже принят собственный курс по использованию ИИ в процессе обучения. Университет сформулировал этическую и образовательную политику, включающую рекомендации, когда и в каком количестве следует использовать ИИ в самостоятельных работах, а также в каких случаях нужно обязательно информировать преподавателя о сгенерированном тексте. Данный кейс ВШЭ демонстрирует, как правильная интеграция технологий позволит студентам развивать необходимые навыки для полноценного и плодотворного образовательного процесса.
Комментируя проект, Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании» пояснил: «В Яндекс Образовании мы видим, как за последний год технологии ИИ действительно начали проникать в школы, университеты, EdTech-платформы и укореняться в них. Для университетского сообщества и для бигтехов важно видеть, где возникают новые точки роста и как можно применить потенциал ИИ в образовании. Поэтому вместе с НИУ ВШЭ мы провели исследование российских и зарубежных практик. Они оказались самыми разными и затрагивают систему управления, жизнь студента, преподавателей и даже дидактику высшей школы. При этом мы поставили цель создать не застывшую картинку, а постоянно обновляющийся дайджест лучших мировых практик. Именно в них управленцы в университетах, преподаватели, исследователи смогут найти вдохновение на новые проекты и изменение своей реальности». В свою очередь, директор Института образования, руководитель Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании НИУ ВШЭ Евгений Терентьев отметил: «В Высшей школе экономики мы фокусируемся на возможностях, которые ИИ предоставляет для совершенствования образовательного и научного процессов в университете. Вышка запускает разные инициативы, направленные на поддержку корректного использования ИИ как преподавателями, так и студентами. При этом мы выступаем за соблюдение этических принципов при применении ИИ и первыми из российских университетов приняли этический кодекс использования искусственного интеллекта в образовательном процессе».